Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Евангелие - Библия в стихах | Евангелие. Глава 34

Евангелие. Глава 34

Возвещение ангела Марии о воскресении; Мария Магдалина спешит ко гробу. Увидев, что он пуст, она возвращается к Петру и Иоанну Петр и Иоанн с Марией Магдалиной прибегают к пустому гробу; Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Мф.28:1-4;Ин.20:3-18); Извещение учеников о Воскресении Господа (Лк.24:9-12); Явление Иисуса Христа Эммаусским путникам (Лк.13-35).
Слушать аудио:

Евангелие. Глава 34

Купить книги и CD

Прошла суббота. В первый день недели
поутру подошли
две женщины ко склепу. Захотели
увидеть Иисуса. Принесли
они для помазанья ароматы.
Но грянул гром, и вздрогнула земля.
Они застыли, Господа моля.
Господень Ангел в этот миг крылатый
сошёл с небес, веля

от двери склепа камню отвалиться.
И вот сидит на нём.
В сиянии своём, он словно снится –
как снег одежды, взор горит огнём.
Как мёртвые стоят у камня стражи –
два воина, оставленные тут.
Они всю ночь гробницу стерегут.
От склепа глаз не отводили даже
на несколько минут. 1

И Ангел женщинам сказал сурово:
«Не бойтесь ничего!
Что ищете меж мёртвыми живого?
Его здесь нет. Воскрес. И никого
вы не найдёте в сумрачной пещере.
Ведь Он вам в Галилее говорил
в те дни, когда путём земным ходил,
что вы должны словам Его поверить.
И стало, как решил:

Жёны мироносицы и ангелЖёны мироносицы и ангел

Сын Человеческий тогда предвидел
и всем тогда сказал,
что грешники распнут Его. Он видел,
что в третий день воскреснет. И восстал!
И вспомнили слова Его и тотчас
пошли сказать Его ученикам
о чудесах, что повидали там,
о том, что Он воскрес прошедшей ночью
и жив на радость нам.

Те женщины Мария Магдалина
и несколько других
поведали апостолам, как ныне
Господень Ангел там утешил их.
Но показались их слова пустыми.
Лишь с другом Пётр ко склепу побежал.
Но Пётр в пути помедлил и отстал.
Второй же ученик Его любимый 2
взглянул и увидал

одни в гробу лежавшие пелёны. 3
Но в склеп он не вошёл.
Вошёл в гробницу Пётр, и изумлённо
пелёны с лицевым платком 4 нашёл.
Всё было свёрнуто и аккуратно
лежало так, как будто спящий встал
и вещи перед выходом собрал,
чтоб людям видеть было их приятно.
Он всё предугадал.

Тогда и Иоанн вошёл в гробницу.
(Второй был Иоанн).
Когда он увидал, что здесь творится,
в Христово воскресенье верить стал.
Они ведь из Писания не знали,
что в этой жизни надлежит Ему.
воскреснуть, позади оставив тьму,
как до распятья не предполагали,
что смерть принять Ему

придётся.5  И пошли они от гроба.
Отправились к своим.
Когда они ушли и скрылись оба,
Мария Магдалина снова с Ним
мечтает повидаться. И подходит
она к Его гробнице. Видит там
двух ангелов по разным сторонам
от места, где лежал Он. Глаз не сводит
Мария с них. Слезам

даёт она печальную свободу.
Они сказали ей:
«Какие, женщина, твои невзгоды?
По ком рыдаешь ты в тоске своей»?
Мария Магдалина отвечает:
«Отсюда кто-то Господа забрал.
Господь мой после смерти тут лежал.
Куда унесен Он, никто не знает,
никто не указал»!

Мария оглянулась. Видит сзади
какой-то человек.
Хоть что-то есть знакомое во взгляде,
Марии не узнать Его вовек:
то Иисус неузнанным явился.
«Кого ты ищешь? Плачешь отчего? –
Марию вопросил Он. Но Его
Мария не признала. Отрешился,
отвлёкся от всего

усталый взгляд её. Она сказала:
«Не ты ли, господин,
Его отсюда вынес»? Посчитала,
что здесь садовник и, что он один
покажет ей куда отнёс он Тело:
«Хочу Его забрать. Ты укажи
куда Его отнёс, где положил»?
«Мария»! – слышит голос, и прозрела.
Тот голос для души

измученной немыслимым страданьем,
так дорог и знаком!
Окончен поиск, позади терзанья –
Теперь она стоит перед Христом!
«Раввуни! 6 – обратилась по-еврейски
к Учителю она при свете дня.
Сказал Он: «Не удерживай Меня.
Ко Мне не прикасайся по-житейски.
Земного нет огня,

а от земли ещё Я не вознёсся
к небесному Отцу.
К Моим ты братьям от Меня вернёшься
и скажешь: «Путь земной пришёл к концу,
и к Моему Отцу Я возвращаюсь
и к Богу Моему иду от сих.
Скажи им: Бог – Отец Он и для них.
Я вознесусь, но с ними не прощаюсь –
Я вечен в душах их»!

Мария поспешила и сказала
Апостолам Его,
что Господа воочию видала,
передала слова до одного.
И в эти дни в Еммаус 7 по дороге
шагали два Его ученика.
В беседе их и горе и тоска.
Недавний день принёс в сердца тревогу.
Печаль их велика.

Догнал их Иисус и с ними рядом
к Еммаусу пошёл.
Окинули Его туманным взглядом,
но не узнали, Кто к ним подошёл.
Узнать Себя Христос им не дозволил.
«О чём печалитесь, – Он их спросил
Клеопа отвечал: «Ну, удивил!
Не знаешь Ты причину нашей боли?
О том, что сотворил

Синедрион с прославленным пророком,
отдав Его распять? 8
Ведь Иисус Самим нам послан Богом!
Все чаяли, что Он пришёл спасать
Израиль и от бед его избавить!
В словах Своих и в деле был силён
перед народом и пред Богом Он!
И вот – распят. 9 Сего уж не исправить,
и третий день, как сон…

Иисус Христос и емаусские ученикиИисус Христос и емаусские ученики

И женщины на днях нам рассказали.
что к гробу подошли,
но Тела Иисуса не видали.
И Ангелы с небес туда сошли
им говорили, что Он жив и ныне.
И несколько из наших были там.
Его искали тщетно в тех местах:
в гробнице Тела не было в помине,
она была пуста.

«Как несмышлены вы! – с улыбкой грустной
им Иисус сказал, –
Как трудно вам поверить безыскусно
пророкам. Не один ведь указал,
что всё, что было, выстрадать Мессия
сначала должен. Только лишь тогда
Свою Он славу обретёт Христа».
И начал Он, начав от Моисея,
указывать места,

где о Христе пророки говорили
в Писании святом. 10
Так шли они в жару, в дорожной пыли,
самозабвенно слушая о Нём.
Они уже приблизились к селенью.
Он сделал вид, что далее идёт.
Они просили прекратить поход
и переночевать под мирной сенью.
«Уж вечер настаёт,

подходит день к концу. Останься с нами, –
Клеопа говорит, –
Ты греешь душу мудрыми словами.
Побыть с Тобою сердце нам велит».
И Он вошёл, чтобы остаться с ними.
И хлеб благослов
ил и преломил,
и подал им, и вновь их удивил
речами необычными Своими.
Когда Он говорил,

глаза у них открылись и узнали
ученики Христа
Но Он невидим стал для них. И в дали
за Ним летит молитва и мечта.
Они тогда припомнили дорогу
и то, что их сердца ещё в пути
почуяли с Кем довелось идти,
когда Писанье изъяснял Он строго.
«Прости, Господь! Прости»!

И в Иерусалим путём недальним
тотчас они пошли.
Одиннадцать Апостолов печальных
в известном доме там они нашли.
И обо всём, что было рассказали:
как Иисус в пути не узнан был,
как Он учил, как хлеб Он преломил
и как они тогда Его узнали,
когда благословил.
***********************************

Примечания:

  1. Матфей отступает здесь от рассказа других евангелистов и только один сообщает эти подробности. Нельзя придумать обстоятельств более величественных. Прежде всего, было «великое землетрясение» И здесь опять нет никакой надобности предполагать, что эти слова евангелиста не указывают на физическое землетрясение, как и во время распятия.
Все евангелисты повествуют только о результатах воскресения, т. е. — о последовавших затем событиях, а не о самом воскресении. Во время самого акта воскресения женщины были на пути ко гробу;
  2. Так говорит о себе евангелист Иоанн, ибо это был он;
  3. Бинты, которыми иудеи пеленали своих покойников при захоронении. Они умащались благовониями;
  4. Ткань, которой укрывали лицо покойного;
  5. Как и другие иудеи, ученики Христа, до Его воскресения, не представляли себе, что Мессия должен умереть и, следовательно, не думали даже о каком-либо Его воскресении. Христос же говорил, по Иоанну, о воскресении Своем только образами (Ин 2:19; 10:18).
Только у евангелиста Луки проходит во всем повествовании о воскресении та мысль, что и страдание, и смерть, и воскресение Христа вполне согласны с бывшими о Нем пророчествами. Таких указаний на исполнение Писания не находим ни у одного из других евангелистов. Очевидно, что Лука хотел дать этим доказательство того, что Христос, ранее свидетельствовавший о Себе, как об обетованном Спасителе людей, так и в настоящем событии воскресения явился именно таким Спасителем обетованным;
  6. Раввуни! – Хотя Иоанн переводит это слово так же, как слово: Равви, однако несомненно, что в устах Марии это наименование имело особое значение. Дело в том, что в древнееврейской литературе слово раббан означало не учителя-книжника, а равнялось выражению Адон — владыка (Цан, с. 664). Мария, называя так явившегося ей живым Христа, очевидно признает в Нем Владыку жизни;
  7. Еммаус — у Иосифа Флавия Аммаус (Иуд. война VII, 6, §6) — небольшое селение в 12 км. от Иерусалима к северо-западу, т. е. в трех часах пути;
  8. точнее: выступил как пророк (ἐγένετο). Путники не называют Христа Мессией — очевидно, смерть Христа повлекла за собою падение их надежд на Христа как на Мессию, но тем не менее они все же считают Его пророком (название почетное), — который показал себя таким и на делах, т. е. в чудесных знамениях, и на словах, т. е. в учении. И таким Он явил Себя и пред Богом, и пред народом, т. е. казался не только народу пророком, но и был таким в действительности;
  9. Замечательно, что путники не вменяют ответственности за смерть Христа всему иудейскому народу, а считают виновными только представителей народа. И в самом деле, народ в целом скорее был на стороне Христа, и только толпа подученных иудеев поддерживала первосвященников в их требованиях, обращенных к Пилату;
10. т. е. Христос начал Свои разъяснения истории домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом, покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места, относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все мессианские пророчества, находящаяся в Св. Писании (вероятно, под книгами пророческими здесь евангелист разумеет все остальные книги Ветхого Завета после книг Моисеевых, следовательно и псалмы, пророчества коих Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше;


Вверх