Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга пророка Даниила | Даниил, глава четвёртая

Даниил, глава четвёртая

Навуходоносор рассказывает свой сон Даниилу; Истолкование сна Даниилом; Наказание царя за гордость; Покаяние и восстановление царя.

Купить книги и CD

Навуходоносор в своём указе
подробно возвестил о чудесах,
и как гордыни едкая проказа
ему застила Свет и Небеса.
О том, какие яркие знаменья
и чудеса, свершил Всевышний Бог.
что всех Своим величьем превозмог.
О правде рокового сновиденья,
как, с покаяньем, новая заря
взошла в душе болевшего царя:

«Я много лет спокоен был в чертогах.
Как монолит великий Вавилон!
Я позабыл бы о былых тревогах,
когда б не новый, непонятный сон. 1
Он устрашил меня и размышленья
о виденном покой мой унесли.
Картины сна мне в голову вошли,
я мудрецов созвал для разъясненья
подробностей таинственного сна –
какая тайна в нём заключена?

Тогда пришли Халдеи, тайноведы,
другие мудрецы со всей земли.
Для разъясненья сон я им поведал.
Они открыть значенье не смогли.
И, наконец, достойно, как и прежде,
ко мне вошёл провидец Даниил.
Он мне однажды правду говорил.
И тотчас в сердце вспыхнула надежда.
У нас его назвали Валтасар.
Ему дал Бог его особый дар

В нём светлый Дух его святого Бога.
Нет тайны, чтоб её не понял он.
И вот ему в смятенье и тревоге
я рассказал свой дивный, вещий сон:
Я видел дерево – цветущее, большое.
Его видать со всех краёв земли.
В тени его приют себе нашли
и слон, и мышь, и всё зверьё земное.
И сонмы птиц живут в его ветвях,
Им голод незнаком, неведом страх.

Его листва – зелёная корона.
Для всякой плоти спелые плоды.
И под его обширной, мощной кроной
хватает всем и пищи и воды. 2
И вот я вижу, как с небес нисходят
неспешно Бодрствующий и Святой. 3
Святой на древо указал рукой
и глаз с него чарующих не сводит.
И, словно гром прорезал небосклон,
то громким голосом  воскликнул он:

«Срубите это дерево под корень!
Все ветви обрубите, а плоды
и всю листву в пустыне на просторе
развейте, разбросайте до звезды.
Пусть удалится всё зверьё, и птицы
покинут сень приветливых ветвей,
пусть ищут кров в жаре пустых степей.
А этот кров им будет только сниться.
Но главный корень пусть лежит в земле.
в узлах железных, медных, в чёрной мгле.

В траве земной небесною росою
он орошаем будет. Часть его
с животными пребудет под травою,
а сердце человека от него
отнимется, заменится звериным.
Так повеленьем Неба заклеймён,
он проведёт во мраке семь времён,
все радости и горести отринув.
Таков Святых, чей светел мудрый взор,
суровый, беспощадный приговор.

И Бодрствующие велели сбыться
решенью беспощадному Святых,
чтоб знали все живущие: не скрыться
от глаз Всевышнего в краях земных.
Владыка Он над царством человека.
Даёт его, кому наметит Сам.
Его деянья недоступны нам.
Он мудро правит миром век от века.
Уничиженного среди людей
царём поставит  волею своей».

Таков мой сон. Ты, Валтасар, расскажешь
и объяснишь значение его.
Весь тайный смысл осмыслишь и покажешь.
ты силой Духа Бога твоего.
Никто из мудрецов его значенье
в моей вселенной объяснить не смог.
Проси, чтоб Бог Небесный в том помог.
Лишь на твоё надеюсь я прозренье».
И вот, пока царь это говорил,
впал в изумленье мудрый Даниил.

Он целый час не мог сказать ни слова.
И мысль его тревожила и жгла.
И царь тогда сказал провидцу снова:
«Скажи мне всё, не опасаясь зла!
Пусть царский сон пророка не смущает,
я знать хочу значение его
и от меня не скрой ты ничего –
поведай всё, что сон мой означает»
.И Даниил ответствовал ему:
«Такой бы сон злодею твоему!

Твоим бы всем врагам его значенье
и правда ненавистникам твоим!
Сперва во сне ты видел с восхищеньем
большое дерево – зелёный исполин.
Огромное, с могучей пышной кроной,
с любых окраин видимо одно.
По всей земле красуется оно,
стремясь за тучи мощною колонной.
А дерево гигантской высоты,
что видел ты во сне, царь – это ты!

Ты – возвеличившийся до предела,
с безмерной властью до краёв земли,
глядящий в мир решительно и смело,
как до тебя другие не могли.
Богов, сошедших с неба, царь увидел.
То Бодрствующий был, и был Святой.
«Пусть истребят то дерево с листвой, –
сказал Святой, но корень сохраните.
И главный корень пусть лежит в земле.
в узлах железных, медных, в чёрной мгле.

В траве земной небесною росою
он орошаем будет. Часть его
с животными пребудет под травою,
не признавая больше никого.
Да будет так – на то святая воля.
И будет полужив, покуда он
не проведёт во мраке семь времён,
не зная света, радости и горя.
Великий царь, ты видел вещий сон.
Всевышний даст ответ, что значит он.

Определил Всевышний, что постигнет
царя и господина моего.
Великий Божий гнев тебя настигнет.
Он Царь Небесный – всё в руках Его!
От общества людей тебя отлучат.
Среди животных ты найдёшь покой.
И станут, как  вола, кормить травой,
жара и холод тело будут мучить.
Росой небесной будешь орошён,
пока минуют долгих семь времён,

и ты познаешь истину простую:
над царством человечьим властен Бог
кому считает нужным, Он дарует
земные царства – каждому свой срок.
И ты, как ствол могучий погибаешь,
но главный корень не велят рубить,
и это значит – будешь вновь царить,
когда ты власть небесную познаешь.
А посему, о, царь, прими совет:
С минуты этой впредь на много лет

ты правдою своей и милосердьем
грехи и беззаконья искупи,
любовью бескорыстной и усердьем
ты бедных и голодных подкрепи.
И этими поступками благими
ты только сможешь укрепить свой мир,
и в Вавилоне править царский пир
с покорными сатрапами своими.
Но был упрям Навуходоносор
Над ним свершился Божий приговор.

Он в Вавилоне по садам висячим 4
расхаживал спустя год после сна.
Себя он славил и свои удачи.
Он говорил: «Великая страна
и Вавилон, который я построил,
своей могучей силой вдохновил,
своею волей в царство претворил
богатством  и величьем удостоил-
свидетельство могущества царя
и славы, что сияет, как заря»!

И речь его звучит ещё в пространстве
а с неба голос произнёс слова:
Навуходоносор, лишён ты царства.
Оно в сей миг отходит от тебя!
От общества людей тебя отлучат.
Среди животных ты найдёшь покой.
И станут, как  вола, кормить травой,
жара и холод тело будут мучить.
Росой небесной будешь орошён,
пока минуют долгих семь времён,

и ты познаешь истину простую:
над царством человечьим властен Бог
кому считает нужным, Он дарует
земные царства – каждому свой срок»
И над царём свершился сон всецело:
царь от людей тогда был отлучён,
и ел траву, как вол несытый, он.
Росой небесной орошалось тело.
Спина и грудь, лицо и голова
покрылись грубой шерстью, как у льва.

И ногти отросли, как когти птицы. 5
Но ведь ничто не вечно под луной.
От помрачения освободиться
царю настало время в час дневной.
Навуходоносор смотрел на небо,
Всевышнего рыдая, величал,
и славил, и Того благословлял,
Кто с ним жестокосердым не был.
Творца он славил сущего всего
и вечное владычество Его:

«Всё, на земле живущее, не значит
перед великим Богом ничего.
Весь мир земной задуман Им и начат
и всё вершится волею Его.
Не сыщешь никого во всей вселенной,
кто б мог Его спросить: «Что сделал Ты»?
кто смог бы изменить  Его труды
своим веленьем гордым и надменным?
Нет никого, кто отменить бы смог
того, что сотворил могучий Бог»!

Ко мне в то время возвратился разум.
и, к славе царства, сановитый вид.
На царство восстановлен был я сразу.
Мой Вавилон опять звездой горит.
И ныне я всемерно прославляю
Царя Небесного, который лишь один
Земли и неба царь и господин.
Который светом истины силён –
ходящих гордо усмиряет Он.

***********************************
  1.Сновидение совпадает по времени с годами мирного царствования Навуходоносора. Они же наступили после похода на Египет в 37 г. его правления, сообразно с чем сон и относится экзегетами к данному периоду. На основании прежнего опыта Навуходоносор мог понять, что и новое сновидение предвещает что-нибудь важное. Полная же неизвестность этого последнего естественно вызвала чувство смущения и страха.
  2. Содержание сновидения Навуходоносора проникнуто мировоззрением и духом того времени. У древних народов дерево считалось и являлось символом человеческой жизни.
  3.Вполне соответствуют воззрениям Навуходоносора и такие подробности сновидения, как явление «Бодрствующих и Святых», сходящих с небес на землю. По излагаемому Диодором Сицилийским учению вавилонян, в мире планетных божеств различались божества верховные и божества второстепенные, подчиненные первым, так называемые «θεοὶ βουλαι̃οι» — боги советники. Одна половина этих богов советников имела смотрение за странами подземными, другая бодрственно смотрела за тем, что совершается на земле между людьми и на небе. Последние и выступают в сновидении под именем «Бодрствующих». Они, как видит далее Навуходоносор, произносят над ним приговор
  4.Знаменитые висячие сады, украшавшие окрестности дворца, построенного на западном берегу Евфрата, занимали площадь в 1428 кв. м. и поднимались выше башен дворца, имевших 47 м. высоты. Поддерживавшие их платформы из кирпича были подперты через каждые 3.5 М. каменными устоями в 7 м. толщины; на кирпичные платформы были настланы каменные плиты, толстые слои тростника, асфальта и гипса, покрытые для предохранения от сырости толстыми свинцовыми листами. На эту свинцовую обшивку был насыпан слой земли такой толщины, что на нем свободно могли расти высокие деревья. Внутри садов были проведены насосы, поднимавшие воду из Евфрата до самой верхней террасы, откуда она посредством каналов разливалась по остальным террасам, служа искусственным орошением садов.
  5.Отрицание божественной власти было умоисступлением, лишением человеческого смысла. По воле Божией это состояние превратилось из кратковременного в продолжительное на «семь времен». Навуходоносор подвергся одной из самых страшных форм душевной болезни, так называемой ликантропии. Он лишился разума и вообразил себя быком, в результате чего человеческие желания и потребности сменились животными. Покинув человеческое общество, царь стал питаться травою и, благодаря влиянию атмосферных перемен, приобрел наружность зверя; неостригаемые волосы отросли, подобно гриве льва (слав. чтен.), а ногти стали, как когти хищных птиц. Постигшая Навуходоносора болезнь не представляет чего-либо небывалого и невероятного: аналогичные формы умопомешательства известны с самых древних времен. Что касается продолжительности болезни, то библейское определение ее — «семь времен» — понимается различно. Одни (Генгстенберг, Геферник, Кейль), исходя из того соображения, что семь — число полноты, и еврейское выражение «iddan» употребляется в книге пророка Даниила для обозначения времени вообще, — в смысле неопределенном , разумеют под «семью временами» период неопределенный, но вполне достаточный для вразумления и просвещения царя. Есть и другие представления.


Вверх