Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга пророка Даниила | Даниил, глава седьмая

Даниил, глава седьмая

Видение Даниила о трёх больших зверях; Престол суда «Ветхого днями»; Появление Сына человеческого, которому дана власть, слава и царство; Четыре больших зверя означают четырёх царей; Царство Всевышнего «царство вечное».1
Слушать аудио:

Даниил, глава седьмая

Купить книги и CD

Совсем давно, ещё при Валтасаре,
в тот год, когда он принял Вавилон,
я, Даниил, узнал о Божьем даре –
пророческий увидел дивный сон.
Я записал его, и всё виденье
до мелочи подробно изложил:
кто и о чём со мною говорил,
и ужас, и восторг, и изумленье.
Об этом сне диковинном рассказ
я начинаю в этот мирный час.

В видении ночном я видел море.
Не море, а великий океан.
Четыре ветра на его просторе
боролись меж собой из разных стран.
И я глядел, глазам своим не веря,
как каждый ветер – неба властелин,
зверей ужасных вынес из глубин.
И вот невдалеке четыре зверя.
Все разные в огромности своей.
Таких никто не видел из людей.

Вот первый – лев с орлиными крылами. 2
Рычал он грозно, рвался и взлетал.
Но вихрь небесный мощными руками
те чудо-крылья с корнем оторвал.
И лев был поднят, на ноги поставлен.
И вот он предо мной, как человек,
который на земле прожил свой век,
среди людей унижен и восславлен.
И сердцем человеческим был он
рукою милосердной наделён.

А вот второй – похожий на медведя 3
с огромной несуразной головой.
Он был не меньше трёх своих соседей.
В косматой шерсти бурой, вековой.
И пасть его разверстая зияла,
а в пасти меж зубами три клыка,
как три остро  отточенных клинка.
И страшный рёв сквозь бурю издавал он.  
И голос был: «Нутро своё утешь,
встань и иди, и много мяса ешь»!

Был третий зверь – могучий и свирепый –
крылатый барс по виду своему. 4
Две пары крыльев устремлял он в небо.
Какие дали чудились ему?
И восемь глаз его огнём горели.
И рык ужасный четырёх голов
о страшной силе говорил без слов.
И воды моря перед ним кипели.
Чудовище из призрачного сна!
Но власть ему огромная дана.

И вот четвёртый зверь, как тайна ночи. 5
Не может взор постичь его черты.
Ужасен он, могуч и страшен очень –
мерцающий оскал из темноты.
Железными зубами сокрушает
он всё, что попадётся на пути.
И от него не скрыться, не уйти.
Он топчет всех,  крушит и пожирает.
И десять острых, пламенных рогов
он направляет на своих врагов.

На те рога смотрел я изумлённо.
Но тут меж ними вышел новый рог,
а перед ним три рога сокрушённых,
исторгнуты и сброшены в песок.
Но, что я вижу! В этом роге малом
горят, как угли, чёрные глаза!
И взор их полыхает, как гроза,
мир поражая злобой небывалой.
И кроме глаз, тот рог имел уста.
Их речь высокомерна и пуста.

Потом я видел, как вся ширь пространства
уставлена престолами была.
А самый первый в праздничном убранстве –
он словно пламя алое пылал.
Пылающий огонь - его колёса.
Из под него полна и глубока
течёт огня разящего река,
обрушиваясь в бездну за утёсом.
И Ветхий днями в этот час пришёл.
Воссел за славный, огненный престол. 6

Его одежды словно снег сияли.
а волосы, как чистая волна.
И тьмы, и тьмы людей пред Ним предстали.
И участь их  решиться тут должна.
И судьи сели за свои престолы.
Раскрылись перед ними крылья книг.
И наступил священной правды миг.
И в страхе взоры опустились долу.
И вскоре сонмы жаждущих людей
пути узнают вечности своей.

И вот я видел, как за злые речи,
за все высокомерные слова,
был зверь четвёртый заживо иссечен,
в огне его исчезла голова.
У прочих же зверей их власть отняли
назначив жить лишь время – малый срок,
чтоб более никто прожить не смог –
а только дни, что в этот час им дали.
Я слышал всё. И видел вдалеке
сверканье струй на огненной реке. 7

И стало тихо, и река остыла.
И я увидел, как по облакам
Сын Человеческий безмерной силы
сошёл с небес и оказался там.
Он был подведен к первому престолу,
где Ветхий днями в славе восседал.
И Тот Ему и власть, и царство дал,
чтоб все народы на горах и долах
Ему служили - все до одного -
Владыке царства вечного Его. 8

И воздух в этом мире отдалённом
звенел, как лук, был напряжён и густ.
Я, Даниил, виденьем потрясённый,
на краткий миг почти лишился чувств.
Потом у одного из предстоящих
спросил я о значении всего.
И вот, что я услышал от него
о всём, передо мной происходящем.
Недолго он со мною говорил,
но суть и смысл виденья объяснил:

«Ты видел четырёх зверей могучих.
И это значит – четверо царей
восстанут от земли, как в небе тучи,
и ветер унесёт их от людей.
Всевышнего святые примут царство
и овладеют царством навсегда.
Его не тронут горе и беда.
И будет вечным это государство.
Возглавит это царство Он один –
Сын Человеческий – наш Господин».

Тогда я захотел узнать о звере,
который был отличен от других.
То был четвёртый зверь, я был уверен,
что больше в мире не найти таких.
Железными зубами сокрушает
он всё, что попадётся на пути.
И от него не скрыться, не уйти.
Он топчет всех,  крушит и пожирает.
И десять острых, пламенных рогов
он направляет на своих врагов.

Я предстоящего  просил в тревоге
доступно рассказать и объяснить
о вышедшем коварном новом роге,
успевшем трёх соседних погубить.
Я видел сам, что в этом роге малом
горят, как угли, чёрные глаза!
И взор их полыхает, как гроза,
мир поражая злобой небывалой.
И кроме глаз, тот рог имел уста.
Их речь высокомерна и пуста.

И видел я – тот рог возрос в размерах.
Он больше стал соседних, остальных.
Я слышал сам, как этот рог надменно
ругал святых, превозмогая их!
И было так, покуда Ветхий днями
здесь не воссел и суд отдал святым
бесстрастным повелением своим.
И небеса очистились над нами.
И рёв геенны огненной утих –
настало царство вечное святых.

И он сказал об этом: «Зверь четвёртый
четвёртым царством будет на земле.
С её лица другие  будут стёрты,
при нём весь мир замрёт в кровавой мгле.
А все его рога обозначают
число десятерых его царей,
восставших из него цепных зверей,
что лишь о власти на земле мечтают.
И трёх из них сразить при жизни смог,
как видел ты, зловещий малый рог.

Расти он станет и хулить словами
Всевышнего и всех Его святых.
травить,  бесчестить подлыми делами,
Закон захочет отменить у них.
И будет предан мир под это бремя
получит подлый рог над миром власть,
куражиться над ним он станет всласть
на время, времена и полувремя.
Затем решеньем Божьего суда
ту власть губить отнимут навсегда. 9

Тогда под небесами воцарится
народ святых Всевышнего царя
И в царстве вечном снова возродится
любви и славы новая заря.
Властители земли и все народы
служить вовеки станут лишь Ему –
Всевышнему владыке своему».
Он кончил речь, проведав обо всём.
Я в сердце сохранил её моём.
********************************************
  1.Видения книги Даниила принадлежат к апокалиптическому роду св. письменности. Образы, символы и аллегории означают внутреннюю сущность событий, происходящих во всемирной истории. Она изображена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием сил зла.
  2.Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское. Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, — у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, — льву дается человеческое сердце.
  3.Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость («встань, ешь мяса много!») этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире. Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников.
  4.Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском  она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов. Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями», «над всею землею» обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, — государства Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское, — четырьмя головами.
  5.Таким всесокрушавшим, пожиравшим всю землю  и уничтожавшим стоявшие на пути к обладанию миром препятствия царством было царство римское. Эту черту отмечают уже древние историки.
  6.Величественный вид Судии — Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы. Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие — истекающею из-под престола рекою.
  7.Результатом суда было полное уничтожение боговраждебной силы, воплотившейся в четвертом звере, — он был убит, и его тело отдано на сожжение огню. Лишились власти и три первых зверя. Они погибли ранее, каждый в свое определенное Богом время.
  8.Созерцаемый пророком суд над четвертым зверем завершился открытием вселенского, вечного и славного царства святых Всевышнего, возглавляемого Сыном Человеческим.
  9.Боговраждебная деятельность одиннадцатого рога, ее продолжительность и его судьба очерчена в видении Даниила не только сходно, но вполне тожественно с деятельностью последнего и величайшего врага христианской Церкви — антихриста. Все это и дает экзегетам право и основание разуметь под одиннадцатым рогом четвертого зверя антихриста. За его смертью последует открытие царства славы с подчинением Сыну Человеческому народов, племен .

 

Вверх