Прием Олоферна; Слова Иудифи; Обещания Олоферна
Служители вновь подняли на ноги
Иудифь перед могучим Олоферном.
И вот она, как маленькая серна,
пред грозным барсом в страхе и тревоге.
И он сказал: «Жена, не бойся сердцем! 1
Я зла не делал никому, кто с нами
царю земли служить решили сами,
Навуходоносора чтя усердно.
Но этого не сделал твой народ,
который нам навстречу не идёт.
О, если бы не пренебрёг он мною,
тогда б я на него копья не поднял.
Но, недостойный – он ещё не понял,
что я лишь властен над его судьбою.
Скажи, зачем от них ты убежала
и к нам пришла одна глухою ночью?
Не бойся, ты увидишь здесь воочью
своё спасенье, жить начнёшь сначала.
И будешь, сердцем верь моим словам,
и в эту ночь и после ты жива.
Никто тебя из наших не обидит.
Напротив, благодетельствовать станет,
как то бывает с верными рабами
царя земли, который всех нас видит.
И Олоферну Иудифь сказала:
«Ты выслушай слова рабы смиренной.
Она тебе расскажет откровенно
всю правду, что теперь сама познала.
Не молвлю господину слова лжи
Что знаю, всё открою от души.
И если ты последуешь советам
рабы твоей, то Бог твоей рукою
деянье совершит весьма большое,
и господин не ошибётся в этом.
Навуходоносор – небес явленье!
Он царь земли. Крепка его держава.
И да живёт он, кто тебя со славой
послал для душ заблудших исправленья.
И власть его над жизнью всех людей
распространится силою твоей.
Все слышали о мудрости великой,
о хитрости военной Олоферна,
решениях единственных и верных,
твоих победах на просторах диких.
Известно: нет добрее мужа в царстве,
сильнее в знаниях, науке ратной.
И нет на свете ничего отрадней,
чем быть рабой опоры государства.
Теперь тебе скажу – с недавних пор
мы знаем, что сказал вам Ахиор.
Его мужи нагорной Ветилуи
оставили в живых и рассказал он
всё то, что говорил тебе. Немало
теперь ты знаешь, чем они рискуют.
В словах его заложен смысл глубокий.
В них суть – ненаказуемы Евреи,
и меч над нами силы не имеет,
пока не согрешат они пред Богом.
И вот, чтоб господин мой победил,
народ мой грех смертельный совершил.
Ведь Бога своего он прогневляет,
свершая то, что делать незаконно:
и голодом и жаждой истощённый,
нечистую он пищу потребляет.
И, более того, вина и масла,
хранящиеся в храме десятины,
готовы, благочестие отринув,
испить, поскольку вера в них угасла.
Пшеницы освящённые начатки
скормить готовы детям без остатка,
нарушив этим заповеди Бога.
Но пища эта вся по освященью
находится во храме на храненье,
и к ней закрыта для людей дорога.
И в Иерусалим они послали,
чтоб получить старейшин разрешенье
на страшное пред Богом прегрешенье:
священную взять пищу пожелали.
И близки роковые эти дни –
свой грех пред Богом совершат они.
И в день, когда свершится преступленье,
Господь наш Бог лишит своей защиты,
оставит свой народ врагу открытым,
тебе его предаст на погубленье.
Вот почему, как только лишь узнала
раба твоя про эти их деянья,
преодолев душевные страданья,
к тебе, как повелел мне Бог, бежала.
Меня прислал наш Бог, и я пришла.
С тобой нас ждут великие дела.
И тем делам земля вся изумится,
и мир замрёт в молчанье боязливом.
Всё потому, что я благочестива –
и Богу Неба стану я молиться.
Теперь, мой господин, я здесь останусь,
лишь только буду тёмными ночами
в долину выходить, что за шатрами.
Молиться Богу там я не устану.
Слова Его с небес мне зазвучат,
когда они преступное свершат.
И расскажу тебе об их паденье.
И выходи тогда на них войною.
Они, сокрушены своей виною,
бессильны оказать сопротивленье.
Я проведу тебя сквозь Иудею
дойдём с тобой до Иерусалима.
И ты погонишь их неудержимо –
они и камень бросить не посмеют.
Как овцы побегут без пастуха.
Расправа с ними будет коротка.
Мне это сказано по откровенью,
объявлено Божественною силой.
Я послана к тебе и возвестила
всё то, что обрела во вдохновенье».
И Олоферн и слуги восхитились
её речами, красотой чудесной.
И говорили: « В мире поднебесном
такие жёны раньше не водились.
По разуму и красоте лица
она, как дочь Небесного отца»!
И Олоферн сказал ей: «Бог Небесный
не зря тебя послал вперёд народа
упорного, заносчивого рода,
как знак победы полной и чудесной.
Чтоб сила вся попала в наши руки,
а моего презревших господина –
земли и вод владыки-властелина,
постигла гибель, и позор, и муки.
Прекрасна ты лицом и речь добра.
Деяниям твоим пришла пора.
И, если ты свершишь всё, как сказала,
то Бог твой и моим пребудет Богом. 2
Твои на том закончатся тревоги,
и жизнь свою начнёшь у нас сначала.
Ты будешь в царском доме жить, в столице
царя царей Навуходоносора,
в почёте и достатке на просторе.
Воздастся за добро тебе сторицей.
Твой подвиг не останется забытым.
На всей земле ты будешь именита.
**************************************
1.Боязнь сердцем — высшая степень боязни (ср. 1 Цар 28:5: Саул... испугался и крепко дрогнуло сердце его); поэтому и успокоение, направляющееся на нее, высшее успокоение.
2.Первая стадия предприятия Иудифи кончается полным успехом. Еще недавно так надменный язычник заявляет, что исполнение слов о победе над иудеями будет его покорением Богу израилеву: Твой Бог будет моим Богом. Правда, многие комментаторы полагали, что Олоферн хотел лишь польстить Иудифи этим обещанием, что было важно для его нечистых намерений против нее, однако, едва ли было особенно нужно. И гораздо поэтому естественнее представлять дело так, что Олоферн вполне поддался неотразимой убедительности и силе обаяния речей Иудифи и пресерьезно вообразил, что после такого блестящего результата признание Бога Иудифи будет для него вполне естественно и приятно.