Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иудифь | Иудифь, глава четырнадцатая

Иудифь, глава четырнадцатая

Совет Иудифи и обращение Ахиора; Хитрость жителей Ветилуи

Купить книги и CD

Тут Иудифь собравшимся сказала:
«Пускай же эту голову наденут
на острые зубцы, на нашу стену,
чтоб все издалека её видали.
Лишь только утром солнце молодое
взойдёт и засияет над землёю,
оружие возьмите боевое
и выйдите на  взгорье, за стеною.
И пусть врагу решительный ваш вид
о грозных намереньях говорит.

Пусть думают, что вы хотите даже
пойти на них войною на равнину,
что перебить хотите половину
передовой сынов Ассура стражи.
Но вы не торопитесь, не сходите.
Тогда они к вождям своим с оружьем
пойдут в свой стан – обманутые мужи,
о вылазке врагов предупредить их.
И вместе к Олоферну побегут…
Но знаете вы, что они найдут!

И страх великий их возьмёт за горло.
И Ассирийцы побегут, спасаясь.
Тогда вы, силы их не опасаясь,
преследуйте и поражайте гордо!
И все мужи Израиля пусть с вами
преследуют захватчиков проклятых,
в страданиях народа виноватых,
прославившихся мерзкими делами.
Но, прежде, чем продолжится война,
я Ахиора повидать должна. 1

Пускай увидит сей Аммонитянин,
узнает пусть того, кто словом чёрным
уничижал Израиль непокорный
и, будто на смерть, к нам его отправил».
От Озии призвали Ахиора.
И он пришёл в собранье и увидел
того, кого смертельно ненавидел,
кто умирать его отправил в горы.
Он голову мучителя узнал
и духом ослабев, на землю пал. 2

Когда его подняли, он с рыданьем
припал к ногам прекрасной Иудифи, –
«Благословенна ты, – сказал он тихо, –
о, Господа Небесного созданье!
Благословенна и в земле Иуды,
в народах, что твоё услышав имя,
изумлены свершеньями твоими.
Отныне будут знать тебя повсюду!
Теперь мне расскажи про эти дни.
Что делала, и как прошли они»?

И всё среди народа огласила
ему Иудифь – что делала она
с минуты, когда полная луна
ей путь к врагам впервые осветила,
до дня, когда вернулась в Ветилую.
Когда она, закончив, замолчала,
надежда вновь, как солнце засияла.
Народ воскликнул, радостно ликуя.
Крик радости весь город подхватил.
Её рассказ придал народу сил.

Сам Ахиор, увидев мощь и силу
Израилева Бога, принял веру –
он искренне и пламенно поверил.
Он крайнюю обрезал плоть, и с миром
примкнул, как сын, к Израилеву дому.
По сей он день живёт в своём народе,
мечтая с ним о счастье и свободе,
служить не станет никому иному.
Так в древней Ветилуе, среди гор,
стал Иудеем честный Ахиор.

Настало утро, и вершиться будет
всё Иудифью сказанное ночью.
И Олоферна голову воочью
на городской стене увидят люди.
И Ассириец мёртвыми глазами
из Ветилуи проводит отряды
на склон горы, со спуском горным рядом.
Сыны Ассура то увидят сами.
Всё так и было: утренней порой
из города пошёл за строем строй.

Их тут же Ассирийцы увидали,
и не теряли времени напрасно –
с известием о вылазке опасной
они гонцов к начальникам послали.
Вожди и предводители тотчас же
пришли к шатру вождя их Олоферна.,
чтоб получить приказ прямой и верный
и выполнить всё то, что он прикажет.
Придя к шатру, окликнули Вагоя.
Велели передать вождю такое:

«Еврейские рабы из Ветилуи
покинув город, за его стенами
посмели выйти на сраженье с нами,
чтоб мы их истребили, не рискуя». 3
Вагой вошёл в шатёр и постучался.
Считал, что Олоферн с Иудифью вместе.
Он долго ждал, он звал, топчась на месте.
Но из шатра никто не отзывался.
Тогда Вагой немного осмелел –
прошёл в шатёр…  и в ужасе сомлел.

Он мёртвого увидел господина
без головы. Кровавая дорога
от спальни шла до самого порога
Лежал тот, руки мёртвые раскинув.
Тогда Вагой рванул свои одежды
и разодрал их с воплями и стоном.
Затем, в своём отчаянье бездонном,
он к Иудифи бросился с надеждой.
Лишь вход в её шатёр он приоткрыл,
как понял всё: её и след простыл!

Он выскочил к народу с громким криком:
«Евреи поступили вероломно:
Еврейская жена под видом скромным
дом опозорила царя страны великой! 4
Вот Олоферн повержен, бездыханный
без головы лежит в шатре у входа.
Еврейки нет – исчезла до восхода
и горною тропой ушла из стана.
И крик его, и страшные слова,
как ветер пламя, разнесла молва.

Когда начальники войск Ассирийских
услышали и поняли Вагоя,
их поразило смертною тоскою,
смутились души их и пали низко.
Они свои одежды разорвали,
и крик великий вырвался невольно.
Они с позором, яростью и болью
смерть Олоферна всей душой признали.
Когда открылся каверзный обман,
объят был страхом Ассирийский стан. 5
**************************************
  1.Иудифь велит призвать Ахиора, чтобы — с одной стороны — лучше подтвердилась принадлежность головы именно Олоферну, с другой — чтобы он мог успокоиться относительно своей участи и вообще чтобы произошло то, что — по убеждению Иудифи — и должно было произойти и действительно тотчас же и произошло — окончательное уверование Ахиора в силу и величие Бога Израилева и присоединение «к дому Израилеву».
  2.Ахиора поражает величие события, в котором с такою ясностью оправдалась высказанная им вера в особливое покровительство Бога израильского своему народу и в особливую силу и величие этого Бога, совершившего столь страшное и едва вероятное дело рукою слабой женщины. В ушах Ахиора должны были еще ясно звучать гордые и самонадеянные речи на Бога Израилева и на народ Его, и сопоставление горькой действительности с этими речами и вызывающим видом недавнего богохульника, естественно, не могло не произвести в духе его решительного и совершеннейшего переворота, предварившегося сильнейшим душевным потрясением.
  3.Новый образчик высшей самонадеянности и презрительного отношения ассириян к наступательному движению евреев.
  4.Не так позорно было бы пасть в открытом, честном бою, как быть перехитренным и уничтоженным простою женщиною, при столь бесславной обстановке и условиях. Позор падал тем более мрачным пятном на весь дом царя Навуходоносора, чем большим доверием и полномочиями от этого дома был наделен Олоферн, как наиболее опытный и главный вождь ассирийского войска, вторый по Навуходоносоре.
  5.Впечатление, произведенное страшным разоблачением гибели Олоферна — до того, что они не могли уже оказать энергичного сопротивления иудеям, — не совсем объяснимо одними психологическими законами. Несомненно, и Иудифь, верно предугадавшая это замешательство, утверждалась не на одних психологических соображениях. Ее уверенное предначертание событий  гораздо более утверждалось на вдохновенной вере в содействие Божие, которое много раз и прежде в подобных же критических до крайности обстоятельствах выводило верных Иеговы на столь же победоносное и славное разрешение затруднений.

Вверх