Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иудифь | Иудифь, глава пятнадцатая

Иудифь, глава пятнадцатая

Бегство неприятельской армии

Купить книги и CD

Во все шатры известие проникло
о гибели позорной Олоферна.
Им все мужи потрясены безмерно.
И воинство смутилось и поникло.
На всех напал тяжёлый страх и трепет,
и бросились в смятенье и тревоге
бежать по разным тропам и дорогам.
Пугал их ветра шум и птичий щебет.
И тех, кто был в дозоре на горах,
из лагерей прогнал великий страх. 1

Тогда сыны Израиля с оружьем
преследовать их стали на равнине,
громили и в предгорьях, и пустыне,
лишь только враг был ими обнаружен.
А Озия гонцов своих отправил
в Витомасфен, Виваю и Ховаю,
по всей земле – от края и до края
Израиля сынов на бой направил.
Его призыв услышали они –
погнались за врагом своей страны.

И дружно нападая, поражали
до самой Ховы – били не жалея.
К ним присоединились все Евреи,
как только о случившемся узнали.
Из Иерусалима, Галаада,
из городов нагорной Галилеи –
со всех сторон поднялись Иудеи
и Ассирийцев гнали, словно стадо,
разили на просторах всей земли,
покуда за Дамаск те не ушли. 2

А жители нагорной Ветилуи
на Ассирийский стан орлом слетели
и всем его богатством овладели,
награбленным победу знаменуя.
И те, что из погони возвратились,
немало дней сбирали остальное.
Досталось им имущество большое.
Добычей той они обогатились.
И сёла и деревни всей страны
наполнились трофеями войны.

Иоаким из Иерусалима –
Первосвященник праведный и мудрый,
пришёл к прекрасной Иудифи утром.
Старейшины пришли к непостижимой,
увидеть благо, что Господь небесный
здесь даровал Израилю нежданно –
народу Своему покой желанный,
и спас его рукой жены чудесной.
Они пришли в величии своём,
чтоб повидать, приветствовать её.
 
И вот, войдя, её благословили
и так сказали ей единодушно:
«Ты, дочь, храбра, чиста, прекраснодушна.
Тебя, как славу рода полюбили!
Израиль ты избавила от плена,
ты принесла добро своей рукою.
Пусть Бог благоволит к нему с тобою,
от Господа, да будь благословенна!
Пусть милость Божья на тебе пребудет»!
И радостно народ сказал: «Да будет»!

Стан Ассирийский люди расхищали
почти что  целый месяц после боя. 3
А всё из Олоферновых покоев
там Иудифи радуясь, отдали:
шатёр, постели, 4 чаши и сосуды,
и утварь, и ковры, и серебро,
и всякое  роскошное добро –
серебряную царскую посуду.
Она же колесницы запрягла,
сложила всё, и в гору повезла.

Сбежались к ней Израильские жёны,
чтоб повидать её, благословляя.
И хором славословья распевая,
пошли за ней толпою восторжённой.
И жезлы, виноградными листами
обвитые, дала она им в  руки. 5
Масличные венки,6 под пенья звуки,
все с нею бывшие надели сами.
И в хоре жён пошла она вперёд.
За нею весь собравшийся народ.

И шли мужи Израильских селений
с оружием,7 увенчаны венками,
с торжественными песнями, из самых
различных областей и поколений.
И вышла Иудифь перед славным братством
и песню благодарности запела.
И к небесам та песня полетела,
как символ избавления от рабства.
И весь народ ту песню подхватил.
И Господа он в ней благодарил.
************************************
  1.Расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи, — т. е. идумеи и аммонитяне.
  2.Названия этих древних городов уже встречались в гл 4. Они разбросаны по Иудее, Самарии.
  3.Некоторые критики считали до невероятности преувеличенным это сообщение. Однако невозможного здесь ничего нет. Надо не забывать, сколько стран и городов прошел по пути к Ветилуе Олоферн, унося все лучшее из них с собою как военную добычу. Этой-то добычи и могло достать для разграбления не столь многочисленным ветилуйцам на целый месяц, тем более, что она была, несомненно, раскидана на весьма обширном пространстве и могла быть находима лишь своего рода поисками, не сразу.
  4.Постели — τὰς κλίνας — ложи, софы, на которых возлежали за обедом и которые были украшением столовой комнаты и вообще шатра Олоферна.
  5.Обвитые виноградными листьями жезлы (θύρσους) — это могли быть и просто сучки виноградных лоз, для держания в руках во время хороводов. Такие «жезлы» (фирсы) употреблялись и при торжествах языческих, как, например, на празднествах Вакха, причем «жезлы» здесь употреблялись из плюща или виноградной лозы, обвитой сверху плющом.
  6.Масличные венки — как знаки мира и радости.
  7.Мужи Израильские участвуют в торжествах вооруженные — знак того, что совершается праздник победы.

Вверх