Песнь Иудифи; Ликование в Иерусалиме; Кончина Иудифи
И сказала Иудифь:
Воспойте вы Господу новую песнь.
С тимпанов её начинайте.
Он Бог, сокрушающий брани. Он есть!
Вы имя Его призывайте!
Он ревностно встал на защиту мою,
меня от погони избавил.
Господь Вседержитель, тебе я пою –
Подвиг Ты меня и направил.
Надвинулся с севера грозный Ассур,
с ним войска его мириады.
И множество их запрудило красу
источников наших прохладных.
Их конные рати покрыли холмы,
закрыв небеса тучей пыли.
И ведали люди, от страха немы,
что с пленными, звери, творили.
Грозил он, что наши пределы сожжёт,
а юных мечами изрубит,
что дев наших в тягостный плен уведёт,
детей и младенцев погубит.
Но Бог Вседержитель рукою жены
их всех низложил беспощадно.
И не от мужа сильнейший из них
пал жертвой в ночи непроглядной.
О, нет! Не титаны сразили его,
и не исполинская сила.
Иудифь, дочь Мерарии зверя того
красою лица погубила.
Она, чтоб возвысить Израиль в беде,
одежды вдовства заменила
одеждой льняной, и во всей красоте
предстала пред грозною силой.
Сандалии взор восхитили его.
При ней о войне позабыл он.
И жадно смотрел, и хотел одного –
она его душу пленила.
Но меч его шею со свистом рассёк.
Персидские воины в страхе.
Мидяне дивятся отваге её –
растеряно рыщут во мраке.
Тогда осаждённый воскликнул народ,
и, радуясь, голос возвысил.
И побежали от страха вразброд
все те, кто нам гибель замыслил.
И жён молодых сыновья по следам,
преследуя их, избивали.
От ополчения Господа там
все наши враги погибали.
Я Господу новую песнь воспою.
Мой Боже, велик Ты и славен!
Непобедим Ты, и силу Твою
познали и небо, и камень!
Всё в этом мире подвластно Тебе:
лишь только сказал Ты– свершилось!
Духа послал Твоего Ты во тьме –
и в небе звезда появилась!
Нет никого, кто Тебе возразит,
кто против Господа встанет.
Глас Твой и горы, как воск растворит,
и воды сметёт с оснований.
Ты благомилостив к тем, кто к Тебе
страх и надежду питает.
И возвеличен на грешной земле,
тот, кто Тебя почитает.
Горе народам, желающим зла,
нашему древнему роду.
Господь Вседержитель за злые дела
осудит людей и народы.
Он отомстит им в день страшный суда.
Болью тела их измучит.
Море страданий они навсегда
Божьею волей получат.
И в Иерусалим по Иудее
они пришли и поклонились Богу.
Очистились и, позабыв тревогу,
дары и жертвы принесли Евреи.
А Иудифь сосуды Олоферна
и занавес, что вынесла из спальни,
принесенный сюда дорогой дальней,
отдала в жертву Господу примерно.
Три месяца ликует и поёт
от гибели избавленный народ.
Потом все возвратились по уделам,
а Иудифь вернулась в Ветилую.
Жила, по мужу своему тоскуя,
в имении его, меж сном и делом.
Её желали многие мужчины,
но не один не смог её добиться.
И, кто бы не мечтал на ней жениться,
с её отказом уходил в кручине.
И не познал при жизни ни один,
с тех пор, как умер муж и господин.
Она верна Манасии осталась.
В великой славе старилась вдовою.
И долго хороша была собою.
Ей вдовья доля до конца досталась.
До ста пяти на свете прожила
и в Ветилуе тихо умерла.
Её в пещере мужа схоронили.
В Израиле семь дней по ней рыдали.
Имение по смерти разобрали
все родичи – сама их наделила.
Служанку отпустила на свободу.
Та верною была, незаменимой.
И в страшный час с хозяйкою любимой
всё сделала для Божия народа.
При Иудифи, позже много дней,
не ведал страха мирный Иудей.
***********************************
1.Множество их запрудило воду в источниках, и конница их покрыла холмы — поэтическая гипербола, к которым обычно любит прибегать живая фантазия восточных народов.
2.Приспособляя песнь свою таким образом, чтобы каждый мог изливать в ней свое личное чувство радости, Иудифь, приступая к упоминанию о своем подвиге, выражается о себе в 3-м лице
3.Персы ужаснулись отваге ее, и Мидяне растерялись от смелости ее. Персы и мидяне указываются здесь как наиболее отважный и смелый народ, чтобы тем ярче обозначилась превосходная отвага и смелость Иудифи, приведшая в ужас и замешательство даже и такие народы.
4.Сыновья молодых жен, т. е. особенно слабых, малосильных, Это упоминание служило большему усугублению величия чуда божественной помощи своему народу.
5.Господь Вседержитель отмстит им в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, — и они будут чувствовать боль и плакать вечно. Одно из яснейших указаний ветхозаветных на будущий суд и вечные мучения.
6.Торжества народа закончились путешествием в Иерусалим, где принесены были богатые благодарные жертвы Богу. Иудифь отдала в жертву Господу все ей доставшееся, вплоть до занавеса, взятого ею из спальни Олоферна, показывая этим, что все ее дело было делом Самого Правосудного Бога, для Которого она послужила лишь орудием.