Валаам дважды благословляет Израиль, вместо того, чтобы проклясть его.ятия.
И Валаам сказал в тот день Валаку:
«Здесь на горе крутой
семь жертвенников под прикрытьем мрака
наутро ты для Господа построй.
И приготовь мне семь тельцов и овнов 1.
С тобой мы Богу жертвы вознесём,
и здесь на всесожжении твоём
на месте и возвышенном и ровном
спрошу о деле сём
я Господа. Его быть может встречу,
и что откроет Он,
скажу тебе, и вдохновенной речью
тут на горе ты будешь награждён».
И вот от дыма жертвенников пышных
ушёл, волнуясь, в гору Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И дал тогда Господь, без просьб излишних,
слова его устам.
И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своею обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«От гор восточных на холмы Дивона 2
меня призвал Иакова проклясть,
накликать на Израиля напасть
Моавский царь Валак. Свои законы,
владения и власть
он от пришельцев оградить желает.
Но как их прокляну,
когда их сам Господь не проклинает!?
Как в зло их с головою окуну,
когда Господь того не допускает?!
С вершины скал я вижу сей народ:
отдельно от народов он живёт,
числа его, как звёзд, никто не знает
и всуе не сочтёт!
И да умрёт душа моя живая
от подлости чиста.
И пусть свою кончину я познаю
такой же, как у них в свои лета»!
Тогда Валак воскликнул недовольно:
«Ты что же это делаешь со мной?
Мой лютый враг благословён тобой.
Его ты превозносишь своевольно,
как символ дорогой!
Я взял тебя проклясть врагов Моава,
а не благословлять»!
Ответил Валаам: «Мы оба правы,
но мог ли против Господа сказать?
Слова, что Бог в уста мои влагает,
я говорю – других не знаю я
и в том вина, конечно, не моя,
что царь Валак от этих слов страдает
в родных своих краях».
И на другую гору Валаама
отводит царь Валак.
Там, под горой Фасги3, лежат, как в раме,
в долине горной на семи ветрах
три стана – четверть воинства Евреев.
«Ты этих мне отсюда проклянёшь, –
сказал Валак, – потом со мной пойдёшь.
Награды для тебя не пожалею.
Что хочешь – то возьмёшь».
И вот на месте стражей учредили
семь жертвенников вновь.
На них тельцов и овнов возложили
и вознесли, сточив по чину кровь.
И вновь от дыма жертвенников пышных
ушёл на встречу с Богом Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И снова дал Господь, без просьб излишних,
слова его устам.
И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своей он обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«Валак, Сепфоров сын, меня послушай.
Господь не человек – Ему ли лгать?
Ему ль своим заветам изменять?
Что скажет, Он вовеки не нарушит –
всё станет исполнять!
Благословлять я начал вслед за Богом.
Ведь Он благословил!
И люди изменить сего не могут –
ни у кого на то не хватит сил!
В Иакове сейчас не видно бедствий,
несчастий нет в Израиля сынах.
Господь с народом сим во всех делах.
С ним трубный царский звук 4, он с Богом вместе
врагов сотрёт во прах.
Их из Египта вывел Бог однажды,
избавиться помог
от рабства, и теперь народ отважный –
стремительный в пути единорог 5!
Нет волшебства в Иакове смиренном.
В Израиле не видно ворожбы 6.
Они душой пред Господом правы.
Господь им помогает неизменно,
и в Нём они живы.
Как лев и львица сей народ могучий:
проснувшись, не уснёт,
покуда в поле, иль на горных кручах
кровавую добычу не возьмёт»!
«О! Прекрати! – воскликнул поражённый,
напуганный той притчею Валак, –
Проклясть не можешь – не волхвуй никак!
Уйдём отсюда на другие склоны.
Теперь поступим так:
взойдём с тобой на самый верх Фегора 7,
С него в пустыню вид.
Под той горой, раскинувшись, как море,
Еврейский стан со скинией лежит.
И если Богу будет то угодно,
Израиль ты с Фегора проклянёшь
и на него несчастья навлечёшь.
Потом в Пефор, богатый и свободный,
к себе домой пойдёшь.
И вот к утру семь жертвенников новых
затеплили огни.
И царь Валак провидца просит снова:
«На этот раз Израиль прокляни»!
«Лишь то скажу, что Бог в уста мне вложит, –
царю ответил снова Валаам, –
Нам не дано мешать Его делам!
Я понимаю, что тебя тревожит,
но Он решает Сам»!
****************************
1. Число семь считалось священным у многих народов Востока;
2. Дивон – Моавитский город на границе с Аммонитянами, неподалеку от Мёртвого моря;
3. Место стражей на горе Фасги – вероятно сторожевой военный пост;
4. «Трубный царский звук» - т.е. Израилю принадлежит господственное положение среди
других племён и народов;
5. «Единорог», по евр. Реем – дикий бык;
6. Всё, что было, есть и будет крепкого, великого и славного в Израиле, - является
не плодом волхований, а действием божественной близости Иеговы в отношении
Своего избранного народа;
7. Фегор – горная возвышенность близ Фасги.