Второе исчисление Израиля и левитов на равнинах Моавитских; Закон об уделе для дочерей; Избрание и назначение Иисуса Навина заместителем Моисея.
Минули дни расплаты за измену,
язычество и блуд.
И снова всей душою неизменно
все Господа единственного чтут.
Вот Моисею и Елеазару
Господь исчислить общество сказал.
На то Господь при этом указал,
чтоб не считали ни детей, ни старых,
ни тех, кто слаб и мал.
От двадцати, пригодных для сражений
Израиля сынов,
Господь велел учесть при исчисленье.
Лишь тех cчитать, кто в бой идти готов.
И вскоре на равнинах Моавитских,
где Иордан струится голубой,
где на холмах за быстрою рекой
Иерихон богатый, злой и близкий
любуется собой,
счисленье началось во всех коленах.
Был нескончаем счёт.
Но есть всему конец, и постепенно
сынов Израиля был выполнен учёт.
Их столько же, как в первом исчисленье,
готовых Божье дело продолжать –
язычников с земель их изгонять,
Господне выполняя повеленье,
в права свои вступать.1
Но не было в числе их человека,
кого бы Моисей
в пустыне Син, ещё в начале века,
исчислил в книге памяти своей.
Господь сказал им, что умрут в пустыне.
И вот в живых не видно никого.
Господь лишь Моисея одного
и с ним двоих на свете держит ныне –
помощников его.
Мужи те – Халев, сын Иефоннии,
и верный Иисус,
сын Навина, которые свершили
Господне дело, не войдя в союз
с посланцами, сказавшими обманно
про радостный, цветущий Ханаан,
когда оттуда возвратились в стан,
а всем плели трусливо и туманно
про мрак, царящий там.
И разместить в земле обетованной
велел Господь народ,
раздать уделы в древнем Ханаане,
когда Израиль в земли те войдёт.
По жребию делить и по счисленью:
обширней род – обширнее удел.2
Делить по именам, чтоб возымел
исконный род заветные владенья
и в них прожить сумел.
А если кто-то не оставит сына,
то дочери его
удел его оставить. Нет причины
лишать детей наследства своего.
Нет дочерей – удел оставить брату,
нет братьев – близкий родственник возьмёт.
И пусть такое правило войдёт
в закон для долговечного уклада
из рода в новый род.
Левиты же отдельно от народа,
до Моисея вплоть
исчислены.3 Для их большого рода
удела не велел давать Господь.
Удел их Сам Господь! Его веленьем
им выделят поля и города
в своих уделах, лишь придут туда,
сыны Израиля и во владенье
возьмут их навсегда.
И сорок восемь городов левитам
Господь отдать велел.
Стеной из камня от врага укрытых,
их должен каждый выделить удел.
Шесть городов левиты предоставят,
как города-убежища4 для тех,
кто лишь случайно взял на душу грех
и к праотцам сородича отправил,
чтоб жил там без помех.
И вот Господь сказал пророку слово,
когда закончив счёт,
у скинии дописывал он новый
сынов Израиля полученный расчёт:
«Взойди на гору Аварим5 и взглядом
весь край обетованный охвати.
Тебе не суждено в него войти.
Останешься ты с ним навеки рядом.
Один в конце пути.
Вы с братом Аароном у Меривы
явили суть свою:
горды вы были и не терпеливы –
не дали святость показать Мою.
Так посмотри на землю, что даю Я
и приложись к народу своему.
Я покажу тебе лишь одному
всю ширь её, ни камня не минуя.
Откроются уму
её холмы, поля, леса и воды.
Увидишь, что течёт,
Моей заботой о её природе,
по сей земле и молоко и мёд»!
И Богу Моисей тогда ответил:
«Всю жизнь мою отдам я за народ.
Но кто теперь их дальше поведёт?
останется преемником на свете,
когда пророк умрёт?
Бог духов всякой плоти, да поставит
над обществом сиим
такого человека, что направит
народ Его земным путём Своим!
Такого, чтоб пред обществом Господним,
как добрый пастырь первым выходил,
чтоб Твой народ пред Господом водил
здоровым и счастливым и свободным,
чтоб Господа любил»!
Господь ответил Моисею прямо:
«Вот этот человек.
Из всех людей лишь он достойный самый,
чтоб ты его преемником нарек.
В нём Божий Дух, лишь он тебя заменит –
то Иисус, сын Навина. Лишь он
в делах войны и мира искушён,
он Господу и людям не изменит,
как верный Аарон.
Ты на него свою возложишь руку6
у скинии дверей.
Первосвященник станет в том порукой
в присутствии Израильских вождей.
Там Иисусу дашь ты наставленья
и славы там ты дашь ему своей,
чтоб общество в цепи грядущих дней
внимало Иисуса повеленьям.
Чтоб он, как Моисей
народ свой вёл вперёд дорогой Божьей.
А сам он будет знать
веленья Божьи, обратившись позже
к священнику. Господня благодать
в таинственном уриме и туммиме.7
В наперснике своём Елеазер –
первосвященник, святости пример,
у сердца их хранит, всегда он с ними.
По ним из горних сфер
они узнают Господа решенья,
когда, куда идти,
получат все Господни повеленья
на праведном, но тяжком их пути».
И сделал Моисей по слову Бога:
Поставил Иисуса пред собой,
Елеазаром и большой толпой
Израильтян. В волненье и тревоге
он правою рукой
коснулся головы, знакомой с детства.
Затем, набравшись сил,
по праву воли Божьей и священства
свои с молитвой руки возложил.
И дал он Иисусу наставленья,
как сам Господь пророку указал.
И вскоре весь народ его признал.
Без тени недовольства и сомненья,
вождём его назвал.
Посвящение Иисуса Навина
Притмечания:
1. На пороге Ханаана выполнен новый подсчёт народа. В результате этого подсчёта оказалось, что
колено Рувима имело 43730 чел.
« Симеона 22200 «
« Иуды 76500 «
« Дана 64400 «
« Неффалима 45400 «
« Гада 40500 «
« Асира 53400 «
« Иссахара 64300 «
« Завулона 60500 «
« Ефрема 32500 «
« Манассии 52700 «
« Вениамина 45400 «
------------------------------------------------------------
Итого:……..601730 чел.
2. Жребий должен был указать местность оседлости колена. Определение же площадей должно быть обусловлено численностью людей, вошедших в коленное исчисление;
3. Потомки Левия – Левиты, которым принадлежал и сам Моисей с братом и сестрой, племя священнослужителей. Их мужского пола, от одного месяца, исчислено 23000 человек;
4. Города убежища предназначались для невольных убийц. Люди явившиеся причиной смерти человека непреднамеренно, могли укрываться там от мести родичей погибшего до смерти первосвященника. После этого события им возвращались их права. Однако, правила – основательный перечень законов по этому поводу, приведен в кн. Числа, гл.35, ст.16-24, 30-34;
5. Собственно на одну из гор хребта Аварим. Именно, на гору Нево (или Невав);
6. «Возложение руки» - видимый знак сообщения прав и полномочий;
7. Никто из избранных ветхозаветных мужей не удостаивался столь близкого общения с Божеством, какого был удостоен Моисей (Чис. 12, ст.6-8) Иисус – преемник Моисея будет вопрошать Господа посредством таинственного урима и туммима, находящихся на наперснике первосвященника (Исход гл.28, ст.30). В буквальном смысле слова эти означают соответственно: свет и совершенство. Их физический смысл в библии и сопутствующих книгах не определён. Не ясно, также, каким образом через них возвещалась воля Божия. Однако известно, что первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней;