Последнее благословение Моисея сынам Израилевым
И вот благословение народу,
которым Моисей –
сей Божий человек, перед уходом
благословил Израиля детей:
«Господь пришёл, – сказал он, – от Синая,
открылся на Сеире, воссиял
в горах Фарана, и закон нам дал,
чтоб слово Бога свято соблюдая,
народ Ему внимал.1
И да живёт Рувим – не умирает,
да не увянет он.
Пусть крепнет, пусть растёт и процветает.
Пусть множится и грешный Симеон».2
И об Иуде пламенное слово
сказал пророк народу этим днём:
«Услышь его, Господь! Прошу о том,
чтоб стал вождём, к борьбе всегда готовым,
защитником – царём»!
О Левии сказал благословляя
печальный Моисей:
«Туммим Твой и урим Твой Ты являяшь
на муже этом милостью Своей!3
С которым препирался при Мериве
и в Массе с Моисеем искушал,
который о родителях сказал:
«на них я не смотрю, не признаю их».4
Господь им указал –
левитам преданным, хранить закон Твой,
при скинии служить,
учить путям Господним неуклонно
и за Израиль Господа молить.
Благослови же Левия, о Боже,
и рук его делам благоволи!
Врагам его исчезнуть повели.
Да путь его ничто не потревожит
в пределах сей земли»!
Потом сказал он о Вениамине:
«Любимец Божий он!
Господь о нём, как о любимом сыне
печётся. И на мир он обречён.
Господь его небесный покровитель.
И держит Он любимца своего
меж раменами крепкими Его.5
Да будет Сам Господь – его хранитель,
защитой для него».
Иосифу изрёк благословенье
почтенный Моисей:
«Всю жизнь свою, от самого рожденья,
был самым лучшим он среди людей.
Благослови Господь его пределы
дарами солнца, бездны и земли,
росой небесной землю утоли,
плодами гор укрась его уделы,
здоровьем надели.
Да будет, как телец он первородный –
силён, могуч и смел.
Как мощный буйвол – быстрый и свободный,
чтоб избодать врагов своих сумел.
Рога его – Манассиины сонмы
и тысячи Ефремовых сынов.
Любой из них поднять свой меч готов
и утопить в крови сих вероломных
и злых его врагов.
Ты, Завулон, будь весел и спокоен.
И пусть в шатрах твоих
брат Иссахар – ведь чести он достоин,
с тобой покой разделит на двоих.
Богатства моря и песков секреты6
да будут вам достатком навсегда,
чтоб вы нужды не знали никогда,
и шли прямой дорогою по свету.
Да минет вас беда!
Благословен распространивший Гада!
Как лев он горд и смел.
В бою смертельном нет ему преграды,
и с честью получил он свой удел.7
Дан – юный лев.8 Он от холмов Васана
прошёл с народом вместе славный путь.
Ему с пути Господня не свернуть.
Оберегая землю Ханаана,
не хочет отдохнуть».
И так пророк сказал о Неффалиме:
«Владеет морем он.9
Да будет с ним всегда Господне имя,
да будет род его благословён!
Асир, – сказал пророк, – тебе желаю
любви меж братьями, счастливых дней.
И пусть Господь наш в милости своей
твои богатства длит и умножает
в чреде бегущих дней»!
Израилеву Богу нету равных!
Ведь Он по небесам
пришёл тебе на помощь в Божьей Славе,
верша во имя правды чудеса!
Прибежище твоё Господь могучий.
Израиль под защитою Его.
Прогонит Он от лика твоего
врагов твоих смертельных злые тучи,
нет в мире ничего,
чтоб не свершил ты под рукою Бога!
Под мышцами Его
Израиль безопасно, одиноко
живёт и не страшится никого!10
Иаков видит пред собою землю,
обильную и хлебом и вином,
росою утренней и радостным дождём.
И слову Господа Израиль внемлет,
и Божий взор на нём.
Блажен Израиль! Кто тебе подобен?
Ты Господом храним!
Господней ты защиты удостоен,
ты Господом устроен и любим!
Господь – твой щит и меч твоей Он славы!
Враги за всё заплатят головой!
Ты, Господом дарованной судьбой,
восцарствуй по Божественному праву –
Господь, твой Бог, с тобой!
*********************************
Примечания:
1. Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости во время путешествия евреев из Египта в Ханаан;
2. В еврейском тексте имя Симеона опущено. Он не благословен за свои великие грехи при избиении сихемлян и др. Левий же, который также участвовал в сихемском кровопролитии, удостоился благословения, благодаря ревности левитов, которые поразили поклонников золотого тельца и в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода имя Симеона не опущено;
3. Урим и Туммим - в буквальном смысле – «свет» и «совершенство». Из Священного писания известно, что через Урим и Туммим первосвященник вопрошал волю Господа по наиболее значительным делам и получал ответ. Известно также, что Урим и Туммим являлись принадлежностью (украшением?) наперсника первосвященника. Однако они нигде не описаны, как конкретные изделия;
4. «На муже Твоём (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх.гл.17., ст.1-7), с которым препирался при водах Меривы» (Числа, 20, ст. 1-13; 22-24);
«на них я не смотрю, не признаю их». – имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе;
5. В этом выражении некоторые комментаторы усматривают предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горой. «Между раменами» - старорусское выражение – «меж плечами»;
6. Под богатствами моря и секретами песков имеются в виду: плоды земледелия; производство изделий из стекла, процветающее в глубокой древности в Египте, Финикии и др. странах средиземноморья; торговля пурпуровыми раковинами, встречающимися на побережье;
7. Гад исполнил всё, что было ему предъявлено, как неприменное условие при даровании земельного надела в восточном заиорданье. (Числа, гл 32; Второзаконие, гл. 3, ст. 12-20);
8. Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян;
9. «Море во владении его». Под морем следует понимать море Киннерет, или Гениссаретское озеро;
10. Ср. Числа гл. 23, ст. 9 «Израиль живёт безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла.