Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Моисей - Библия в стихах | Моисей. Глава 47

Моисей. Глава 47

Второзаконие – время и место последующих речей Моисея; Благополучие Израиля будет зависеть от исполнения заповедей Божиих; Благословение и проклятие зависят от их выбора.
Слушать аудио:

Моисей. Глава 47

Купить книги и CD

И наступил одиннадцатый месяц…
Уж тридцать девять лет
народ еврейский прах пустыни месит,
из рабства выйдя мрачного на свет.
И сорок лет уже наступят скоро
с тех пор, как сам Господь и Моисей
неукротимой волею своей
с Египетских равнин к Синаю, в горы,
избавив от цепей,

народ еврейский вывели сквозь море.
И вот конец пути.
В пустынях, позади нужда и горе
И Ханаан заветный впереди.
И в эти дни пророк воззвал к народу:
свои заветы людям передал,
законы, что Господь для них создал,
когда из плена вывел на свободу,
им снова преподал.

Отцы и деды полегли в пустыне.
И вновь, для молодых,
что Бог послал, пророк поведал ныне
в заиорданье, средь холмов седых.
И рассказал им, как Господь направил
Отцов их от Хоривы1 в Ханаан,
вершить обет, что был их предкам дан,
как страх отцов неверных их заставил
вернуться с ложью в стан2.

И как Господь, разгневавшись,  поклялся,
что ни один из тех,
кто Господу не верил и боялся,
что не возможен в той земле успех,
земли заветной в жизни не увидит,
останется в пустыне навсегда.
Лишь Халева отметил он тогда,
и Иисуса также не обидел.
И вот прошли года…

Сын Навин Иисус введёт Евреев
в тот край, за Иордан.
Но не судьба увидеть Моисею
Израилем обжитый Ханаан.
Вновь учит он людей бояться Бога,
любить Его и сердцем почитать,
других богов не ведать и не знать.
И заповеди Божьи без упрёка
беречь и соблюдать.

«Израиль, слушай, – говорил он людям, –
земля, что Бог даёт,
плоды свои сама давать вам будет.
По ней текут и молоко и мёд!
И если слушать будете вы Бога,
служить Ему от сердца своего –
получите все блага от Него:
Господь народ избавит от тревоги
могуществом Его.

Но берегитесь, чтоб не обольстилось
и к божествам чужим,
на горе, ваше сердце не склонилось,
и чтоб служить не начали вы им.
Тогда Господень гнев воспламенится
и небо Он надолго заключит –
дождей не будет и земля сгорит,
и ни зерна на ней не уродится,
и скот не устоит.

И вскоре вы погибните под небом
обильной той земли,
накажет всех Господь, кто где бы не был
за то, что верность Богу не блюли!
Слова мои вы в душу положите,
как знак на руку навяжите их,
повязкой над глазами мудрый стих
с покорностью и верой закрепите.3
И всех сынов своих

словам святым учите неустанно.
И в доме и в пути
слова сии твердите беспрестанно:
без веры в Бога незачем идти!
На косяках и на воротах дома
слова завета чётко напиши,
чтоб всё, что нужно для твоей души,
что в этой жизни важно и весомо,
ты с Богом получил.4

Когда душой полюбите вы Бога,
когда Его путём,
Его, отцам завещанной дорогой,
пойдёте в благочестии своём,
Господь изгонит все сии народы
из этих мест от вашего лица,
и вашу власть над ними до конца
Он утвердит, как то в былые годы
обетовал отцам.

И вашим будет место от пустыни
и до Ливанских гор,
от мест, где пребываете вы ныне
до моря. И не сдержат ваш напор
народы, что живут на землях этих.
И против вас никто не устоит:
Господь, ваш Бог любого устрашит.
Вы с Господом сильнее всех на свете
и путь для вас открыт.

Я предлагаю вам благословенье
и предлагаю вам
проклятие – на выбор, для сравненья,
чтоб знали всё, что ведаю я сам:
Послушаете заповедей Бога –
благословенны будете всегда;
Настигнет вас проклятие тогда,
когда сойдёте вы с Его дороги
в грядущие года.

Когда введёт тебя Господь в ту землю,
в которую идёшь,
моим наказам беззаветно внемля,
на гору Гаризим сперва взойдёшь
и там произнесёшь благословенье,
затем взойдёшь ты на гору Гевал.
Произнести проклятие призвал
тебя я с той горы без промедленья.
Господь то указал.5

А горы те видны за Иорданом,
дорогой на заход.
И волей Божьей, силой свыше данной,
народ еврейский их себе возьмёт.
Вы Иордан чудесно перейдёте:
вам покорятся горы и река
вам путь укажет Господа рука.
И во владенье землю вы возьмёте
на долгие века.

Итак, старайтесь соблюдать законы,
веления Его.
Должны их выполнять вы неуклонно:
превыше слово Господа всего!
Сгоните всех, кто землю населяет –
на сей земле Господь даёт вам жить,
растить детей и Господу служить.
Вы истребите всё, что вам мешает
дела сии творить».6
*************************************

Примечания:

1. Хорива – гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине горящей и несгораемой. Здесь Моисей источал ударом жезла воду из скалы, здесь Господь из среды огня изрекал Израилю Закон. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. В географическом смысле, под Хоривом  разумеют всю центральную группу гор  Синайского п-ва, а под Синаем – только одну гору этой группы;
2. Имеется в виду эпизод, описанный в книге Числа, гл.13-14 при Кадесе, в пустыне Фаран;
3. Буквальное понимание этих советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление тефлинов. Тефлины - это коробочки с заключёнными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукавам и ко лбу;
4. А этот совет Моисея привёл к возникновению обычая употреблять мезузы. Мезуза – священная надпись на косяках дверей домов;
5. Горы Гаризим и Гевал находящиеся в центре Палестины, в колене Ефремовом (впоследствие) были назначены Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании. На горе Горизим представители шести колен Израилевых (Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Вениамина) должны были произносить благословения на исполнителей Закона (Навин, гл.8, ст. 33-35), тогда как на противоположной горе Гевал представители других шести колен (Рувима, Гада, Асира, Завулона Дана и Неффалима)  изрекали проклятия на нарушителей Закона Божия;
6. Дальнейшие речи Моисея воспроизводят исторический и (в основном) законодательный элемент книг Исход, Левит и Числа. Цель воспроизведения – возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же цель преследуют обличительно-увещательные речи пророка, помещённые в заключение Второзакония.





Вверх