Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иисус Навин, Руфь, Есфирь - Библия в стихах | Книга Иисуса Навина. Глава 10

Книга Иисуса Навина. Глава 10

Иисус Навин избавляет Гаваонитян из рук пяти Аморрейских царей и поражает их; Иисус Навин повелевает солнцу и луне остановиться ; Захват и казнь пяти царей; Поражение их городов и окончательное завоевание всего южного Ханаана.

Купить книги и CD

Адониседек Иерусалимский
узнал, что Иисус
взял Гай, что Гаваонцы пали низко –
презренный заключили с ним союз.
Узнал и то, что с жителями Гая
покончили Израиля сыны –
его заклятью предали они,
к его владеньям ныне приближаясь
дорогами войны.

Адониседек был испуган очень.
Он знал, что Гаваон
был царский город, что и днём, и ночью
был от врага надёжно защищён.
Поэтому отправил он к Гогаму,
к другим царям соседних городов
своих надёжных, преданных послов:
к Девиру, Яфию, к царю Фираму
сказать, что он готов

совместно с ними Гаваон презренный
примерно наказать
за ханаанским идолам измену,
всеобщую туда направить рать.
И пять царей известных Аморрейских
с огромным ополчением своим,
в тылу оставив Иерусалим,
под Гаваон пришли, теперь Еврейский,
чтоб поквитаться с ним. 1

Из Гаваона жители тот час же
отправили посла.
Он миновал врагов, скрываясь в чаще.
В Галгал его тропинка привела.
И жителей мольбу Израильтянам
передал он, и вот слова её:
«Возьми под покровительство своё
и вспомни клятву о союзе с нами.
Оружие твоё

направь на вероломных Аморреев –
пришедших к нам царей.
Спаси своих рабов и пожалей их,
не отними от нас руки твоей!
Все горные цари на нас напали.
Израиль, от врага нас защити!
К спасенью нам отрезаны пути,
но мы тебе навек рабами стали.
Ты должен нас спасти»! 2

И Иисус немедля из Галгала
отправился в поход.
И воинов с ним поднялось немало –
к войне способный молодой народ. 3
Господь сказал в тот вечер Иисусу:
«Не бойся их, ведь Я всегда с тобой.
Решительно иди на смертный бой.
Здесь места нет предателю и трусу.
Никто перед тобой

не устоит в кровавой битве этой.
Враг будет побеждён.
И здесь в горах, грядущим светлым летом
среди камней найдёт кончину он».
Всю ночь от стана, что стоит в Галгале,
шли в Гаваон Израиля сыны.
Внезапно появились тут они.
А Аморреи их совсем не ждали –
покойны были сны.

Израильтян увидя, Аморреи
в смятение пришли.
Господь смутил их разум – от Евреев
бегут, не чуя под собой земли.
И разыгралось страшное сраженье.

Победа Иисуса Навина над аморреямиПобеда Иисуса Навина над аморреями

В крови врага Израиля мечи.
Богам своим судьбу свою вручив,
язычники познали пораженье
и яркие лучи

светила, что поднялось над горами,
открыли страшный вид:
полвойска Аморреев, словно в раме,
меж чёрных гор поверженным лежит.
Других разили вплоть до Вефорона,
до Азека с Македом по горам.
И много их навек осталось там.
Гнев Божий их настиг на горных склонах.
«Спасенья нет уж нам! –

воскликнули старшины Аморреев,
когда на них с небес
обрушились, смертельный ужас сея,
большие камни – словно град на лес.
Тот Божий гнев губил их беспощадно.
И больше пало их, чем от меча,
которым поражали их сплеча,
от тех камней, губивших безвозвратно.
От ужаса крича,

бежали в Вефоронское ущелье,
спасаясь от камней, 4
Пытались укрываться в горных щелях
от смерти неминуемой своей.
Но Иисус, картину эту видя,
решил, что здесь минута дорога,
что в этот день даст Бог добить врага,
не дать ему, порыв его предвидя,
спуститься с гор в луга,

укрыться в городах его позорных
за мощною стеной.
А солнце высоко над краем горным,
а запад всё под бледною луной…
Но для победы долгий день им нужен:
безоблачное небо, солнца свет,
чтоб виден был в ущельях вражий след,
чтоб видно было, где противник кружит,
укрывшийся от бед.

И руки Иисус  воздел к зениту
и к Господу воззвал:
«Господь, мой Бог, пусть будет мир открытым,
чтоб враг не затаился между скал!
Да станет солнце, там над Гаваоном,
а над долиной да стоит луна!
Аиалон осветит пусть она.
Насквозь видна под взором их бессонным
нагорная страна»!

И тут узрели все Израильтяне:
исполнился призыв!
Остановилось солнце, а в тумане
над Аилоном диск луны застыл.
И мстил народ врагам своим нещадно.
И это был в веках единый раз,
чтоб так услышал человечий глас
Господь, что за Израиль беспощадно
сражается сейчас. 5

И возвратился Иисус неспешно
в Галгальский стан.
И с ним, войну вершившая успешно,
большая часть мужей Израильтян.
Тут Иисус узнал про Аморрейских
всех пятерых разгромленных царей:
они от верной гибели своей
в пещере горной скрылись от Евреев –
дождаться лучших дней.

И Иисус велел пещеру эту
камнями завалить,
приставить стражу, а врагов при свете
догнать и, не жалея, истребить.
«Преследуйте врагов и не давайте
им в города от мщения уйти.
Господь, наш Бог, поможет всех найти.
Господь их предал в наши руки. Знайте
Другого нет пути»!

Сыны Израиля побили Аморреев,
как Иисус сказал.
Потом, вождя ослушаться не смея,
вернулись победители в Галгал.
Им Иисус велел открыть пещеру
и пятерых царей к нему свести.
Отвален камень, и они в пути.
И суд решил над ними, для примера,
он скорый провести.

Призвал Израильтян их вождь великий
и приказал царей
к ногам старейшин бросить в землю ликом.
Начальникам своим велел скорей
на шеи наступить ногою твёрдой
поверженным, униженным царям.
Израиль видел всё, что было там.
А Иисус сказал народу гордо:
«Такой же лютый срам

Господь воздаст любым врагам народа,
с кем нас сведёт война.
Господь не зря нас вывел на свободу.
Мужайтесь и победа вам дана»!
Потом убили их, но зная меру,
повесили пяти царей тела.
И село солнце, и луна взошла.
Тогда их сняли, бросили в пещеру,
что поодаль была. 6

К пещере принесли большие камни
и завалили вход.
В тот самый день победы яркой, славный
Был взят Макед, продолжился поход.
И предал Иисус Макед заклятью
и поразил карающим мечом.
Он истребил всё дышащее в нём:
расправился с его немалой ратью
и поступил с царём,

как раньше поступил с Иерихонским.
Взял Ливну и Лахис.
И пали царь Газерский и Еглонский.
Хеврон с Давиром, с гор спускаясь вниз,
он захватил порывом без осады.
Вся южная нагорная земля,
предгорные селенья и поля
захвачены крушившими преграды
людьми Израильтян.

Пленение пяти царейПленение пяти царей

Все земли от Кадес-Варни до Газы
в руках Израильтян.
Земля Гошен до Гаваона разом
отторгнута из рук хананеян.
Ведь Бог, Господь Израилев могучий
сражается за избранный народ,
ведёт его с победами вперёд,
Победы знак – над Иудейской кручей
лазурный небосвод.

*****************************************

Примечания:

  1. Угрожающую опасность прежде других почувствовал ближайший к Гаваону Адониседек, царь Иерусалима, который обратился за помощью к царям Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона для завоевания Гаваона;
  2. Сил Гаваона и трех союзных с ним городов было недостаточно для успешной борьбы с царями южного Ханаана, владевшими укрепленными городами и имевшими войско, приученное к войне, что выразили гаваонитяне, посылая сказать Иисусу Навину, что против них собрались все цари Аморрейские, живущие на горах;
  3. Защита союзных городов требовала от израильтян полного напряжения их сил; в первый раз приходилось им вступать в сражение с соединенными силами ханаанских царей, от исхода которого зависело решение вопроса об их положении в Ханаанской земле. Иисус Навин вполне понял важное значение предстоящей битвы, которая справедливо причисляется к величайшим битвам в истории человечества (A. Stanley. Sectures of the Jewisch Church. I, 204), и потому он двинул против врагов все свои силы;
  4. Градобитная туча наносила смертельные удары ханаанскому войску и по выходе его из Вефоронского ущелья до Азека и Македа. Оба эти города, принадлежавшее потом Иудину колену, находились на равнине между берегом Средиземного моря и горами Иудина колена, но самое место их с точностью не определено;
  5. Указывая на исполнение молитвенного воззвания Иисуса Навина, библейский писатель вполне сознавал необычайность того, что совершилось, поэтому он, «опасаясь, что иной не поверит сему сказанию, говорит, что это найдено в древнем писании» (Творения блаж. Феодорита. Т. I, стр. 281). По еврейскому тексту, с которым согласуются многие из греческих списков, библейский писатель ссылается здесь на книгу Праведного, говоря: не это ли написано в книге Праведного? Книга Праведного, утраченная в незапамятные времена, названа еще только в 2 Цар 1:18 как такая книга, в которой записана была песнь Давида на смерть Саула и Ионафана, писанная еврейскими стихами. Ни писатель ее, ни время написания ее неизвестны. Из того, что в нее записана песнь Давида, не следует, конечно, что прежде этого времени не было этой книги или что она закончена была во времена Давида. Книга эта получила, нужно думать, свое начало раньше времени этого царя и заключала в своем составе песни и из времени завоевания Ханаанской земли. Из ссылки на нее писателя кн. Иисуса Навина очевидно, что содержавшаяся в ней песнь о Гаваонской победе была во времена писателя общеизвестной в израильском народе и могла поэтому служить живым напоминанием о необыкновенном дне этой победы;
  6. Приказание израильским воинским начальникам наступить на шеи побежденных царей в присутствии всего войска должно было со всей ясностью указывать всем на полную победу над ханаанитянами; отсюда выражение положить... в подножие ног (Пс 109:1). Этот символический обряд, служивший указанием на полное поражение врагов, употреблялся и в Византийской империи. Кроме позорного обряда, побежденные цари не были перед смертью подвергаемы мучениям, как это делалось у других древних народов: повешение, как символ позорной смерти, совершено было над трупами. Так же, нужно думать, поступили и с царем македским;



Вверх