Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иисус Навин, Руфь, Есфирь - Библия в стихах | Книга Иисуса Навина. Глава 12

Книга Иисуса Навина. Глава 12

Цари, поражённые при Моисее за Иорданом и при Иисусе Навине на западе от Иордана (гл.12); Земля на запад от Иордана, хотя ещё не завоёванная полностью должна быть разделена между девятью с половиной коленами (гл.13); В уделе Ефрема и Манассии дано место Левию, который не получил удела; Хеврон – удел Халева (гл.14)

Купить книги и CD

За Иорданом  земли от Арнона,
что весело журча
впадает в море и до гор Ермона,
Израиля сынам принадлежат.
Сигон и Ог здесь ранее царили.
Землёй от Фасги управлял Сигон,
до Иавока – царь над всеми он.
А над земли Васанской изобильем
царь Ог – власть и закон.

Их Моисей, раб Божий, в дни былые
разбил и покарал,
а земли, реки, горы их крутые
Израилю в наследие отдал.
Манассии колена половине
досталось место к северу земли.
Владения Рувима пролегли
с коленом Гада рядом, до пустыни,
таящейся вдали. 1

А на горах, низинах, на равнине,
на правой стороне,
где тонет Иордан в озёрной сини,
где Иисус в решительной войне
разил ряды жестоких Аморреев,
Хеттеев, Хананеев племена,
и прочих, чьи забыты имена,
где пощадил, не погубил Евеев:
судьба их решена.

Цари земли повержены во прахе.
Никто не уцелел.
Живые растеклись в смертельном страхе.
Земля – сынов Израиля удел.
Царь Иерусалима и Хеврона.
Еглон, Макед, Афек, Хорма, Давир,
Мадонн, Асор, Шарон – равнинный мир…
И больше тридцати царей исконных
в геенне правят пир.

Шли годы войн, борьбы, завоеваний.
Стареет Иисус.
Но в восемьдесят пять в своё призванье
он верит, не теряя к жизни вкус.
Господь сказал ему: «Тебе годов не мало.
Ведь ты вошёл в преклонные лета,
а вся земля в наследье не взята,
и часть не завоёванной осталась.
Заветные места

с Ливанских гор до Мисрефоф-Маима,
от местных Сидонян
очищу Я рукой неукротимой
и в руки их предам Израильтян.
Не пощажу владельцев Хананейских,
где Газа и Азот и Аскалон.
Филистимлян Я изгоню, как сон
с равнин и до пределов Аморрейских.
Быть должен завершён

раздел земли от вод речных до моря. 2
Немедля раздели
в удел  народу, новый путь проторив,
края ещё не занятой земли.
Для девяти колен и половины
Манассии колена  там удел».
И каждому колену свой предел
по жребию Господнему был выдан,
Как Бог им повелел. 3

Но Левия колену нет удела.
Его удел – Сам Бог.
И нет уделу Божию предела.
И с Ним врагов Израиль превозмог. 4
Елеазар, первосвященник, в стане,
которого поставил Моисей,
и Иисус с собранием князей
по жребию делили неустанно
в премудрости  своей

весь Ханаан, от Иордана к морю
меж родственных колен.
Их девять с половиной. И не споря,
все примут свой удел, как Бог велел.
Манасия имеет полудела
за Иорданом с братьями его.
Левитам не досталось ничего,
лишь города для жительства и дела
святого своего.

В ефоде у священного сосуда
стоит Елеазер.
Дощечку – жребий достаёт оттуда.
Затем под зорким оком горних сфер
в другой сосуд он руку погружает
и из него дощечку достаёт.
И слушает собравшийся народ
Колена имя и земли, какая
в удел ему идёт.

Раздел земли обетованнойРаздел земли обетованной

Размеры же земель совет старейшин
по совести решал.
Он по числу людей решеньем вещим
наделы уменьшал и расширял.
Как Моисею Бог велел в пустыне,
так сделали Израиля сыны,
когда делили Ханаан они.
В земле обетования отныне
уделы всем даны. 5

В Галгал к вождю пришли сыны Иуды.
И Халев с ними был.
«Ты знаешь, – он сказал, – Бог не забудет,
как здесь ходили, не жалея сил,
когда нас из Кадес-Варны отправил
сюда по воле Бога Моисей,
чтоб рассмотрели землю и людей.
Правдив был мой отчёт, что я представил
за сорок долгих дней.

Ты помнишь, братья, что ходили с нами,
трусливо лгали всем,
народ пугали и боялись сами,
народ сразили робостью совсем.
Мне было только сорок лет в те годы,
и в стан принёс я правду о земле.
И Моисей в тот день поклялся мне,
сказав: «Под ханаанским небосводом,
что кроется во мгле,

есть место, где нога твоя ступала,
и это твой удел.
За то, что сердце Господу внимало,
за то, что правду довести сумел».
Мне восемьдесят пять, но я, как прежде,
по воле Бога крепок и силён.
Так дай же гору мне, на ней Хеврон.
И я пойду войной туда в надежде,
что мне поможет Он

изгнать сынов Енаковых могучих
из крепких городов.
Их разогнать, как ветер гонит тучи.
Я Божью волю выполнить готов.
И Халеву Хеврон в удел был отдан.
Сам Иисус его благословил
и пожелал терпения и сил
Кенезеянину, что был для правды создан
и Богу угодил. 6
***********************************************

Примечания:

  1. Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства (Чис 21:13) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион (Втор 4:48). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана;
  2. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания, приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли;
  3. Слова от Иордана до моря, читаемые в греческих списках, дают более точное определение подлежавшей разделу земли - именно лежавшей между Иорданом и морем;
  4. Моисей не дал Левину колену особого наследственного владения (Втор 18:1-2) согласно  божественному  повелению (в Чис 18:20-21);
  5. Вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено (Левиино), вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена (Манассии и Ефрема). Подробно и географически точно уделы израильских колен расписаны в гл.13. (см. карту раздела);
  6. Халев был главой рода в Иудином колене (Чис 13:4,7) и князем в этом колене (Чис 34:18,19). Он носил прозвище Кенезеянин. Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы, показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана.


Вверх