Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иисус Навин, Руфь, Есфирь - Библия в стихах | Книга Иисуса Навина. Глава 15

Книга Иисуса Навина. Глава 15

Иисус Навин отпускает мужей Рувима, Гада и половины колена Манассиина, чтобы они вернулись к своим семействам и в свои уделы на восток от Иордана; Они соорудили жертвенник у Иордана, а остальной Израиль протестовал против этого восстания против Господа; Построившие объяснили, что жертвенник – постоянный свидетель о том, что два с половиной колена – истинные члены Израиля и, что жертвенник будет не для всесожжения, но «свидетель между нами и вами». (Гл.22).

Купить книги и CD

В Силоме на собранье всенародном
Израиля сыны
перед разлукой чествует свободных
от долга братьев. Радостные дни! 1
Рувимово колено, люди Гада,
Манассии полуколено там
сегодня отпускает по домам
сам Иисус. И больше им не надо
по долам и горам

с другими за наследие сражаться,
брать с боем города.
Им Иисус велел теперь собраться,
и так сказал он: «Были вы всегда
приказам и словам моим послушны.
Что Моисей, Господень раб, велел,
сполна отряд ваш выполнить сумел.
Вы много дней служили братьям дружно.
И ныне в свой удел

пришла пора вам воротиться с Богом.
Вы с чистою душой,
отринувши заботы и тревоги,
немедля отправляетесь домой.
Господь, Ваш Бог уделы братьям вашим
отдал, как говорил в былые дни.
И ныне успокоились они.
Теперь за Иордан ваш путь проляжет,
к шатрам своим родным,

на землю, что отдал вам во владенье
раб Божий Моисей.
И станете без страха и сомненья
за Иорданом властвовать на ней.
Храните Моисеевы заветы,
закон его блюдите хорошо
и Господа любите всей душой.
Сердца Его заботою согреты.
Довольство и покой

за вашу верность вам наградой будут.
Благословляю вас!
А братья вашу помощь не забудут.
Идите к вашим семьям в добрый час.
Несёте вы великое богатство:
скота, одежды, меди, серебра
и золота, и всякого добра
несметное количество. По-братски
его в своих шатрах,

придя домой, достойно разделите.
Богатства хватит всем.
И сердцем вашим Господу служите.
Да будет ваш народ благословен»!
Пошли сыны Рувимовы и Гада,
Манассии домой пошли сыны,
с победной, сокрушительной войны.
Чиста их совесть – высшую награду
в душе несут они.

Когда они дошли до Иордана
со светлою душой,
открылся им в предутреннем тумане
холмистый край с высокою горой. 2
И жертвенник на той горе скалистой
они воздвигли, радуясь судьбе,
тому, что им Господь помог в борьбе,
тому, что в этот день святой и чистый
Он их вернул к себе.

Был жертвенник обширным и высоким.
К нему издалёка
орлы стремились под небесным оком,
и пела песни быстрая река.
Но вот, сыны Израиля узнали,
что жертвенник вдали сооружён.
Каким богам, кому он посвящён?
За Иорданом Господа предали!
Народ сей обречён!

И общество Израиля в Силоме
собралось на войну,
чтоб покарать отпад и вероломство,
объявшие восточную страну. 3
Но прежде поступить решили честно:
отправили, надежды не тая,
посольство в Галаадские края.
Елеазаров сын, Финеес вместе
с известными в боях

начальниками тысяч в поколеньях
(их десять человек),
чтоб выявить пред Богом преступленье,
отправились за Иорданский брег. 4
К коленам на восток от Иордана
они пришли и так сказали им:
«Вы нынешним деянием своим
восстали против Господа – нежданно.
Теперь богам чужим

вы жертвенник, придя, воздвигли споро,
от Бога отступив.
Неужто беззакония Фегора
вам мало, от которого все мы
сполна и не очистились доселе,
за что в Ситтиме, в памятные дни
Господним гневом были сражены,
и гнев Его изведали на деле
Израиля сыны.

Отходите от Господа сегодня
одни лишь только вы!
Но завтра повернётся гнев Господний
на всех, и не сносить нам головы!
И если показалась вам нечистой
земля владений ваших за рекой,
идите к нам, найдёте вы покой
на землях наших ровных и гористых
при скинии святой.

Но здесь не восставайте против Бога,
не предавайте нас.
Израильское общество в тревоге,
и видим мы воочию сейчас,
что вы создали жертвенник обширный.
Зачем ещё один сооружён?
Ведь жертвенник, как нам велит закон,
для всесожжений, хлебных жертв и мирных
в Силоме воцарён

у Скинии Господней неизменно,
для Господа един.
Когда Ахан погряз в грехах безмерных,
вы вспомните – он умер не один!
Всё общество Израилево строго
Господь в боях при Гае наказал
за то, что из заклятого тот взял.
Израильтян тогда погибло много,
хоть Бог победу дал».

Но им сыны колен Заиорданья
ответили тотчас:
«О, Бог Богов – Создатель мирозданья –
Он знает нашу верность  в этот час.
Да знает и Израиль: наши души
лишь Господу навек принадлежат.
А жертвенник, что ваш смущает взгляд,
он не для жертв и приношений служит.
Пусть на него глядят

грядущих поколений ваши дети –
сыны святой земли
и наши – те, что будут жить на свете
от жертвенника Скинии вдали.
Меж нами Иордан живой границей,
и жертвенник, как памятник над ним –
свидетель вековечный, что храним
мы верность Богу. Под Его десницей
закон отцов мы чтим.

Того не будет, чтобы мы восстали,
нарушили закон,
чтоб Господу служить мы перестали.
Пусть в этот день нас покарает Он!
Один Господень жертвенник священный
в Силоме, перед Скинией Его.
Другого быть не может для Него!
Оттуда дым струится всесожжений
от общества всего». 5

Когда Финеес, сын Елеазара
и с ним колен послы
услышали, исполненные жара,
слова закону Божьему хвалы,
они сказали: «Ныне мы узнали,
что среди нас везде Господь, наш Бог.
И ваш ответ от горя и тревог
Израильское общество избавил
и вас понять помог. 6

И весь Израиль пусть теперь узнает,
что неповинны вы.
И нас теперь Господь не покарает –
чисты вы перед Богом и правы»!
И от сынов Рувимовых и Гада
Финеес возвратился в Ханаан
и с ним отряд, что был ему придан.
И были все ответу братьев рады –
оправдан мирный план

и нет нужды идти на них войною.
Израиля народ
одобрил их деяние земное
и отложил задуманный поход.
А Иисус их жертвенник великий
свидетель - Эд 7 назвал на все века
о том, что воля Божья высока:
Господь есть Бог наш в мире многоликом
Рука Его крепка.
*********************************************

Примечания:

  1. По окончании войны вспомогательный отряд от восточно-иорданских колен не был отпущен для того, чтобы он в качестве представителя этих колен присутствовал в народном собрании в Силоме, которое, таким образом, было всенародным. Последним делом этого собрания было решение о возвращении вспомогательного отряда в место его жительства;
  2. Местность, на которой вспомогательный отряд восточно-иорданских колен соорудил жертвенник при своем возвращении, определяется словами: в окрестности Иордана, что в земле Хаанской. Название последней, как в предшествующем стихе и других местах (5:12; Чис 32:30; 33:51), употреблено для обозначения западно-иорданской страны, на которой, следовательно, именно близ Иордана, на западной его стороне, сооружен был жертвенник, большой по виду, такой высокий и широкий, чтобы он виден был и издали. Местом этого жертвенника-памятника, как видно из последующего повествования, получившего название «Ед» — «свидетель», была, как указывают ученые путешественники, та выступающая в Иорданскую долину, на север от Иерихона, высокая гора, которая носит в настоящее время название Карн Сартабэ;
  3. Побуждение, по которому израильтяне западной стороны Иордана, услышав о построении жертвенника, решили идти войною против восточно-иорданских колен, заключалось в том, что они видели в этом сооружении намерение последних приносить свои жертвы Богу на этом жертвеннике, что запрещено было в законе (Лев 17:8-9; Втор 12:5-14);
  4. Предварительное посольство от западно-иорданских колен к восточно-иорданским было отправлено согласно с законом, требовавшим, чтобы в случае известия о появлении нечестивых людей в каком-либо из израильских городов произведено было тщательное расследование дела, и только если это известие оказалось справедливым, виновные были подвергаемы наказанию (Втор 13:12-16);
  5. Эти намерения были совершенно отличны от тех, какие в этом увидели западно-иорданские колена. Единственная цель, с какой сооружен был жертвенник, состояла в том, чтобы он был вековечным памятником их верности и преданности Богу отцов своих, — был свидетелем (по евр. тексту Эд) того, «чтобы служением служить Господу» всесожжениями нашими и жертвами нашими. Жертвенник был подобием жертвенника Господня, т. е. устроен был по образцу жертвенника, находившегося в Скинии Господней, который отличался, следовательно, по самому своему устройству от языческих жертвенников;
  6. т. е. избавил от наказания, которое постигло бы израильский народ, если бы восточно-иорданские колена имели намерение устроить в собственном смысле жертвенник, отдельный от существовавшего в Скинии Господней и если бы это нарушение закона было оставлено западно-иорданскими коленами без наказания;
  7. Эд – свидетель (евр.).


Вверх