Шесть дней воины с ковчегом и трубами обходили Иерихон; На седьмой день, при громком восклицании, стены обрушились, жители города истреблены кроме Раав с семейством; Иисус Навин изрекает проклятие на того, кто восставит Иерихон.
И так сказал Господь вождю народа,
когда разулся он:
«Тебе даётся полная свобода,
в твоих руках теперь Иерихон.
И город, и царя его, и сильных
его людей, что город стерегут,
тебе Я предаю. И вскоре тут
они, на этих землях изобильных,
погибель обретут.
Всех, кто к войне способен, утром ранним
поднимешь ты в поход.
Раз в день, шесть дней подряд, колонной встаньте,
и пусть колонна город обойдёт.
Семь юбилейных труб перед ковчегом
пусть семь священников несут, трубя.
А перед ними, Господа любя,
пойдут вооружённые в доспехах
и слушают тебя.
И за ковчегом пусть сыны народа
несметной чередой
у стен Иерихонских, врат и сводов
идут, трубя, ведомые тобой.
В походе том пусть не промолвят слова.
Лишь топот ног и звонкий трубный глас.
Никто да не нарушит сей приказ.
Вершить обход в молчании суровом –
такой удел у вас.
На день седьмой поднимитесь до света
и двинетесь в поход,
чтоб первый луч субботнего рассвета
у стен Иерихона ждал народ.
И в этот день семь раз вы грешный город,
трубя, с ковчегом обойти должны.
Поход закончив, у его стены
народу в этот час велишь ты гордо:
«Воскликните, сыны»!
И юбилейный рог свой голос чистый
направит к небесам.
И весь народ, в мечте своей неистов,
воскликнет громко. И увидишь сам,
как рухнут стены вплоть до основанья.
И город сей издаст предсмертный стон:
ведь перед вами беззащитен он.
В домах его лишь вопли да стенанья.
Падёт Иерихон». 1
Вот Иисус, сын Навин в тот же вечер
священников призвал.
Об откровении Господнем в этой встрече
левитам рассказал и приказал
ковчег завета вынести наутро
и трубами трубя идти пред ним.
Вооружённым воинам своим
велел он стать, решеньем Божьим мудрым,
защитой крепкой им.
И вскоре весь народ к Иерихону
отправиться спешит.
И город он колонна за колонной
шесть дней обходит, трубами трубит.
И впереди идёт ковчег завета.
И весь порядок, как Господь велел.
Никто промолвить слова не посмел.
Лишь трубы рёвом рвут безмолвье это –
преддверье дивных дел.
На день седьмой весь стан поднялся рано.
И бледная луна
сквозь дымку предрассветного тумана
видала, как восставшие от сна
сыны Израиля вслед за ковчегом
из стана выходили на простор.
Вот свет зари пролился из-за гор,
разлил по небу розовую негу
и вспыхнул, как костёр.
И солнце осветило вереницу
идущих вдоль стены.
Плывет ковчег, трубят рога, а лица
предчувствия чудесного полны.
Последний день. Он длится бесконечно.
Вновь вечер, и закончен круг седьмой.
Давно уж солнца нет над головой.
Всё, что Господь велел – всё безупречно
исполнено с лихвой.
По слову Иисуса затрубили
семь юбилейных труб.
И весь народ, все, кто у стен ходили,
воскликнули. Тот клич, сорвавшись с губ,
смешался с мощным звуком труб священных,
на Ханаанский край пошёл войной,
ударил сокрушительной волной,
и рухнули Иерихона стены –
во прахе до одной.
Падение Иерихона
Но невредим один лишь дом пристенный –
Раави старый дом.
Дрожа от страха в это злое время,
сама Раавь с родными в доме том.
А Иисус сказал тогда народу:
«Господь, ваш Бог, сей город вам отдал,
но всё, что в нём заклятию предал. 2
И лишь Раавь пусть обретёт свободу,
переживёт развал.
Она укрыла посланных, которых
послали в город мы.
И ей они клялись вернутся вскоре,
спасти её от гибели и тьмы.
К заклятому добру не прикасайтесь,
чтоб под заклятье не попасть самим.
Мы Господу богатства посвятим.
А искушений избегать старайтесь.
Наш дух несокрушим.
Всё серебро и золото, сосуды,
рубин и изумруд
святынею Господнею пребудут.
В сокровищницу Господа 3 пойдут.
Но кто нарушит Господа заклятье,
и что-то из заклятого возьмёт,
тот на сынов заклятье наведёт.
Опасности Господнего проклятья
подвергнет целый род».
То не с небес сошли на город тучи,
закрывши небосклон –
сыны Израиля волной могучей
вошли со всех сторон в Иерихон.
И взяли город, предали заклятью
в нём всё живое, всё, что было в нём.
И скот, и люди пали под мечом.
Поражены дома рабов и знати
губительным огнём.
А двух мужей, что посещали город,
Иисус послал к Раавь:
«Вы ей клялись за ней вернуться вскоре,
добром ей за добро её воздав.
Так поспешите в дом её пристенный
и выведите с нею всех, кто с ней –
сестрою верной, дочерью своей,
вне стана поселите. Непременно
добро оставьте ей».
И вывели ту женщину с родными
и близкими её.
Вдали Иерихон в огне и дыме,
а у Раави новое жильё.
И, говорят, живёт она доныне,
грехи отринув, Господа приняв
и правду Моисееву признав.
От Иисуса все права даны ей,
признанье и устав. 4
В то время Иисус сказал: « Пред Богом:
навеки проклят тот,
кто восстановит город сей убогий
и стены городские возведёт.
На первенце положит основанье,
на младшем установит он врата». 5
Господь был с Иисусом. Не проста
была его дорога, но признанье
и слава с ним всегда.
**************************************
Примечания:
1. Самое главное в этом способе, как он только в главных чертах изложен писателем книги, состоит в том, что вокруг Иерихона обносится ковчег или обходит ковчег Господень, который, как служащий престолом Господа, знаменует непосредственное Его присутствие среди Его народа.
На присутствие Господа среди израильского войска указывал еще трубный звук, служивший одним из знамений сошествия Господа на Синай (Исх 19:16), а в обрядовых установлениях служивший напоминанием Господу о Его народе (Чис 10:9). То, что лица (7 священников), предметы (7 юбилейных труб или рогов) и действия (7 дней обхождения вокруг Иерихона, 7 обхождений в 7-й день) определяются священным числом: 7, числом дел Божиих при творении мира, показывает, что эти лица, предметы и действия имеют характер не военный, а священный, проникнутый мыслью о Боге, как единственном виновнике того, что имеет совершиться. Как ничтожно было участие народа во взятии Иерихона, выражением этого служит то, что ему предоставлено было, кроме хождения, одно действие — громкое восклицание при обхождении города в 7-й раз 7-го дня;
2. Заклятие — по-еврейски херем, что значит «отделение», «совершенное посвящение», по греческому переводу ἀνάθεμα, что имеет то же значение. По законам о заклятии (Лев 27:28-33; Втор 13:15; 20:17-18 и др. места) все живое от человека до скота предаваемо было смерти, а все прочее истребляемо или передаваемо в святилище. Заклятие было самым высшим в ветхозаветное время обетом, которым выражали полную, самоотверженную преданность Богу и благодарность (Чис 21:2);
3. Сокровищница Господня, в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие драгоценные предметы, находилась при Скинии Собрания (Чис 31:54).
4. И она живет среди Израиля до сего дня — показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По «Иудейским древностям» Иосифа Флавия (V, 1, §7) Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена (Руфь 4:20) и матерью Вооза (Мф 1:5), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раавь к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою (Евр 11:31) и соединенными с нею делами получили оправдание (Иак 2:25), а отцы и учители церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (Творения блаж. Феодорита, епископа Кирского. Т. 1, с. 272);
5. Для того, чтобы разрушенные Богом иерихонские стены остались вековечным памятником совершившегося необычайного события, Иисус Навин наложил проклятие на того, кто их захотел бы восстановить. Слова восставит и построит город сей Иерихон указывают на построение не домов, а именно городских стен, делающих населенное место огражденным местом или городом.