Израиль пришёл к Иордану; Бог обещает безопасный переход и победу над семью народами; Вода, текущая сверху, остановилась, и Израиль перешёл по суше.
Встал Иисус сын Навин светлым утром,
поднялся с ним и стан.
И двинулись, вождём ведомы мудрым,
по утренней росе на Иордан.
Остановились перед переправой.
Окончен день. Вдали Иерихон.
Тревожен город, беспокоен сон.
Пустынен и безлюден берег правый.
На левом – легион
сынов Израилевых ждёт сигнала,
чтоб выступить в поход.
Три дня и ночи и седых, и малых
держал Господь у Иорданских вод.
Ситтимский берег весь заполнен ими.
В ночи сияют звёздами костры,
Белы, как снег, просторные шатры,
здесь дни проводят с семьями своими,
спасаясь от жары.
Вот надзиратели пошли по стану.
Передали приказ:
«Когда ковчег завета утром ранним
увидите, вставайте в тот же час.
Ковчег завета Господа левиты 1
священники, как прежде понесут.
И пусть тогда за ними все идут.
Для них дороги Господа открыты.
Они с них не сойдут.
Две тысячи локтей – такая мера
меж ними и людьми.
Идите за ковчегом, твёрдо веря:
Господь ведёт по верному пути.
Ведь сами вы путём тем не ходили –
ни раньше не ходили, ни вчера.
И вот теперь пойдём – пришла пора». 2
А Иисус сказал, чтоб освятили
они себя с утра:
«Поскольку чудеса Господь вам явит,
меж вами сотворит,
пусть каждый пыл души своей направит
на благо, пусть и в мыслях не грешит».
Священникам сказал ковчег завета
нести перед народом в Иордан.
Со всеми Иисус покинул стан
и в тот же час услышал слово света,
обет ему был дан.
Господь ему сказал: «Начну сегодня
Я прославлять тебя,
чтоб весь народ Израиля свободный
узнал – как, Моисея возлюбя,
с тобой Я буду, как и с ним, все годы:
направлю, сохраню и помогу,
пути закрою лютому врагу.
Со Мной преодолеешь ты невзгоды.
Их отвратить смогу.
Теперь дай повеление левитам,
которые несут
ковчег завета Господа открыто:
как только в Иордан они войдут,
пусть остаются в водах Иордана».
И многое Господь сказал тогда,
о чём и не узнаем никогда,
слуге Господню этим утром ранним.
«Идите все сюда, –
сказал народу Иисус немедля, –
послушайте слова,
которые Господь, ваш Бог, передал.
Узнайте, правда Божия жива –
и среди вас есть Бог живой, всесильный,
и семь племён прогонит он от вас,
и землю, что отцам сулил, вам даст.
Земля обетованная обильна.
Настал великий час!
Ковчег завета Господа священный
сейчас пойдёт вперёд.
И через Иордан сей белопенный
начнёте с Богом славный переход.
Лишь стопы ног священников, несущих
ковчег Владыки неба и земли,
река своей прохладой охладит,
вода иссякнет, чтоб вы, как по суше,
по дну смогли пройти.
Восстанут воды твёрдою стеною
и ток свой прекратят,
сольются в море, сушу вам откроют
и дно реки пред вами обнажат». 3
Народ поднялся от шатров в дорогу,
оставив на Ситтиме свой ночлег
и двинулся туда, где плыл ковчег
к последнему, заветному порогу.
Вод Иорданских бег
и стал таким порогом меж пустыней
и новою судьбой.
И весь народ поверил, что отныне
Господь ведёт Израиль за собой.
Там, за рекой, земля которой грезил
ещё далёкий предок Авраам.
Покоятся отцы народа там.
И вот теперь пришли – кто хмур, кто весел,
к заветным тем местам.
Переход через Иордан
А Иордан широк и полноводен.
Весною он таков:
разлив его обширен и свободен.
Он рвётся прочь из тесных берегов. 4
Несущие ковчег ступили в реку.
И лишь омыла стопы их вода,
случилось невозможное тогда,
невиданное в жизни человеком
доселе никогда:
Вода, что сверху весело катилась,
остановила бег
и в стену голубую превратилась,
вздымаясь к небу на глазах у всех.
За нею толща вод вплоть до Адама,
что близ Цартана, вздыбилась, кипит… 5
Прекрасен вод восставших к небу вид,
что не хотят покоиться упрямо,
как им Господь велит.
Не пересилить им Господней воли.
Смиряется река.
И к озеру стекает поневоле
вода, что натекла издалека.
И обнажилось ложе Иордана,
и как по суше бросился народ
на правый берег, где веками ждёт
земля, что так насущна и желанна.
И длится переход.
Священники на дне реки без страха
стоят, как на скале.
Ковчег завета Господа в руках их.
Народ идёт по дну, как по земле.
И все сыны Израилевы вскоре
прошли до одного за Иордан.
Им этот путь по воле Бога дан,
как раньше предкам сквозь Чермное море.
Здесь будет новый стан.
************************************************
Примечания:
1.Ковчег завета Господня, при переходе через Иордан, несли священники из сынов Левииных (
Втор 31:9) или Левиина колена (Втор 10:8);
2.Следуя за ковчегом завета, который был священнейшим местом божественного присутствия
(Исх 25:22) и во время странствования от Синая по пустыне шел впереди народа (Чис 10:33),
при переходе через Иордан израильтяне должны были не подходить к нему близко, а идти в
значительном отдалении от него для того, чтобы ковчег завета, раздвигавший воды Иордана и
прокладывавший им путь, постоянно был у них перед глазами и через это делалось для них
очевидным совершение чуда, запечатлевался сильнее и неизгладимее необычайный невиданный
путь по осушенному руслу реки, только что бывшей перед тем полноводною. Расстояние между
ковчегом и народом определено до двух тысяч локтей мерою (около 1 км.);
3.Чтобы необычайное дело божественного всемогущества произвело на израильский народ полное
свое действие, Иисус Навин наперед всенародно объявляет о нем и объясняет его значение. Последнее
для израильского народа состоит в удостоверении его в том, что среди него присутствует Бог
живый, т. е. Бог, проявляющий Свое бытие в Божеских действиях, которым ничто в мире не может
противиться (Иер 10:10) и что Он поэтому совершенно прогонит от израильтян жившие в Ханаане
народы, а именно: Хананеев, Хеттеев, Евеев, Ферезеев, Гергесеев, Аморреев и Иевусеев;
4.Приведенные слова находятся в еврейском тексте, как и во всех переводах, и составляют весьма
важную часть библейского текста, указывающую именно на сверхъестественный характер этого
события. Так как в то время, когда оно совершилось, «Иордан был полон по всем берегам своим»
(буквально с еврейского) или наполняшеся во вся краи своя (славянская Библия), то израильский
народ, переправлявшийся в полном своем составе, не мог перейти через реку во время ее полноводья
по одному из бродов, находящихся близ Иерихона; и если этот переход совершился, то единственно
потому, что дно Иордана было осушено всемогущею силою Владыки всей земли;
5.Из библейских указаний относительно Цартана, близ которого находился г. Адам, видно, что
первый был недалеко от известного Беф-сана (3 Цар 4:12: и во всем Беф-сане, что близ Цартана),
лежавшего на западной стороне Иорданской долины, в 11/2 часах пути от Иордана.