Вооз излагает своё намерение перед старейшинами Вифлеема и после отказа более близкого родственника покупает поле Ноемини; Руфь становится его женой и прабабушкой Давида.
И солнце утром город осветило.
У городских ворот
под сенью пальм, укрывшись от светила,
сидит Вооз и родственника ждёт. 1
И вот идёт Махлонов брат к воротам.
Его к себе в тень пальм позвал Вооз,
сказал ему: «Господь тебя принёс!
Оставил я и поле, и работу,
хочу решить вопрос».
И пригласил старейшин Вифлеема.
Их десять человек.
И родичу поведал про Ноеминь:
«Я известить хочу тебя при всех:
она вернулась к нам с полей Моава
и в нашем городе сейчас живёт.
Свою она часть поля продаёт.
И если хочешь, выкупи по праву.
К тебе оно пойдёт.
Но, если выкупать не хочешь поле,
скажи об этом мне.
Никто тебя к покупке не неволит,
не хочешь – оставайся в стороне.
Ведь первым ты, как брат Елимелеха,
имеешь право выкупить его.
Но если ты не сделаешь сего,
то в деле этом я добьюсь успеха –
ведь с ним у нас родство.
Тот радостно сказал: «Я выкупаю»!
И вновь сказал Вооз:
«Я думаю, закон ты твёрдо знаешь
и к жизни ты относишься всерьёз.
Ведь если у Ноемини ты поле
решил купить, в удел его вернуть,
то Руфь Моавитянку не забудь.
Её участок ты по доброй воле
купи, не обессудь.
И должен ты по древнему закону
умершего почтить
принять вдову в свой дом, её взять в жёны,
чтоб имя брата тем восстановить».
«О нет! – воскликнул родственник, – не сетуй:
не взял бы, даже если б захотел,
чтоб не расстроить собственный удел.
Я не приму – прими ты, раз на это
желанье возымел».
При совершенье сделок был обычай,
чтоб подтвердить успех,
один снимал сапог свой, и обычно
второму отдавал его при всех.
В Израиле так делали в то время.
И родственник сказал: «Купи себе»!
И снял сапог, – Ты царь в её судьбе.
Я не смогу продолжить брата семя.
Пусть всё идёт к тебе».
Тогда сказал Вооз всему народу,
старейшинам сказал:
«Свидетели вы все, что мне свободу
в покупке этой первый родич дал.
Я у Ноемини беру законно
сынов Елимелеховых поля
и вот Елимелехова земля,
ему принадлежавшая исконно,
отныне вся моя.
Беру я также Руфь Моавитянку –
Махлонову вдову.
Средь нас она давно израильтянка,
её своей женою назову,
дабы навек в Махлоновом уделе
он оставался в памяти людской,
чтоб ведал он меж братьями покой,
чтоб у ворот, в неведомом пределе
не пребывал с тоской.
Тому вы все свидетели сегодня»! 2
И тут же весь народ,
что здесь собрался волею Господней,
старейшины у городских ворот
сказали: «Мы свидетели! Да будет
тебе подругой милою жена.
Пусть, как Рахиль Израилю она,
как Лия для него пускай пребудет
надёжна и верна.
Приобретай богатство в Вифлееме, 3
в Ефрафе славен будь!
И пусть Господь твоё облегчит бремя
и к радости укажет верный путь.
И пусть твой дом таким же будет славным,
как Фареса, которого Фамарь,
Иуде родила когда-то встарь.
И пусть тебе Господь поможет в главном:
пускай родится царь
от семени, что этою весною
Господь вам с Руфью даст»! 4
И сделалась она его женою.
Родился мальчик – крепок и горласт.
И женщины Ноемини сказали:
«Благословен Господь, Его дела –
наследника родная родила»!
Они Овидом мальчика назвали.
«Он будет светом в старости твоей.
Ведь родила его
сноха твоя, всех лучше сыновей,
Ты для неё превыше ведь всего! –
Так говорили женщины Ефрафы, –
В Израиле да будет славен он –
прекрасен видом, крепок и умён»!
И мальчик был Ноеминью по праву
воспитан и взращён
Прошли года. Отцом стал Иессея
родившийся Овид.
А Иессей – отцом царя евреев.
Ведь сын его – прославленный Давид…
********************************************
Примечания:
1.Площадь у городских ворот — обычное в городах Востока место всех общественных собраний (Быт 19, сн. Пс 49:13), торговых сделок (Быт 23:10-13,16,18) и покупок (4 Цар 7:1), судебного разбирательства (Втор 16:18; 21:19), в частности, касательно левиратного брака — в случае отказа деверя от этого брака (Втор 25:7);
2. Теперь Вооз уже свободно и со всей решительностью берет на себя обязательство как выкупа удела, так и брака с Руфью. «Достойны удивления в сказанном и благочестие и точность. Не нарушаю, говорит, закона тем, что беру в жену моавитянку; напротив того, исполняю божественный закон, чтобы память умершего сохранилась не угасшею» (блаж. Феодорит, с. 318). Впрочем, в последующих родословиях (ст. 21; 1 Пар 2:12; Мф 1:3; Лк 3:32), рожденный от брака Вооза и Руфи Овид называется сыном Вооза, а не Махлона: благочестие Вооза сделало его достойным занять место в родословной Давида и Иисуса Христа преимущественно пред Махлоном;
3. Вифлеем (евр. Bet-lechem — «дом хлеба»), прежде (Быт 35:16,19; 48:7) называвшийся Ефрафа (евр. Ephratah — «плодоносная»), но и впоследствии сохранявший древнейшее название;
4. Старейшины и народ не только свидетельствуют и подтверждают легальность объявленного Воозом брака, но и благословляют предстоящий брак с упоминанием дорогих всем евреям имен праматерей их Рахили и Лии (первой называется Рахиль, как любимая жена Иакова, ср. Быт 29:31, 48:7 и др Упоминание о Фаресе (ср. Быт 38:29; 46:12) тем более уместно, что с него начинается (ст. 18) родословие Воза;