Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иисус Навин, Руфь, Есфирь - Библия в стихах | Книга Иисуса Навина. Глава 13

Книга Иисуса Навина. Глава 13

Удел Иуды и часть Халева в нём (гл.15); Удел Ефрема (Гл.16); Предел удела Манассиина в добавок к Галааду и Васану (Гл.17); Избрание трёх человек от каждого из семи оставшихся колен для осмотра ещё не разделённой земли; Удел Вениаминов (гл.18).

Купить книги и CD

Широк предел Иудина колена.
От моря он пролёг
до озера с солёной белой пеной,
по кручам и равнинам на восток.
Сыны Иудины с их племенами
на части разделили это край.
И Халев Иефонниин свой пай
имеет меж родными именами –
цветущий горный рай.

Енаковых сынов он из Хеврона
опять изгнать сумел –
Сразил троих рукою непреклонной.
И дал Господь Хеврон ему в удел. 1
Затем настала очередь Давира.
«Кто поразит Давир, тому я сам
дочь Ахсу в жёны с радостью отдам, –
так Халев говорил во время пира. –
Давир угоден нам».

И вот Гофаниил – его племянник
завоевал Давир.
И город сей теперь Халева данник,
познавший за покорность тихий мир.
И отдал Халев Асху, дочь родную
Гофониилу, как и обещал.
Он слово, людям данное, сдержал.
И землю ей в приданное большую
с источниками дал.

Десятки городов завоевали
Иудины сыны.
Приморские места, степные дали,
нагорные края большой страны.
Но не смогли из Иерусалима
изгнать Иевусеев навсегда.
Сыны Иуды  долгие года
с тех пор и здесь живут совместно с ними,
и в смежных городах.

Сынам Иосифа быть вечно вместе:
от Иорданских вод
на запад жребий по горам и весям
границу их удельную ведёт.
Удел Манассии граничит с морем,
народ его огромен и силён.
В Заиорданье до горы Ермон
удел его обширен и просторен,
в пустыне тонет он.

Удел Ефремов от Иерихона:
Силом, Вефиль и Гай
вошли в него по жребию законно.
До самого Афека этот край
богат и городами изобилен.
В Манассии уделе города
Ефрему были отданы тогда,
но Хананеев он изгнать бессилен.
В Газере 2  навсегда

остались вместе с ними Хананеи.
Платили дань они.
И чёрный дух вражды меж ними реял.
Но множились Иосифа сыны.
На севере с Асиром их граница.
На Юге братья Дан, Вениамин,
а на востоке Иссахаров сын
и Завулон – везде родные лица –
удел их нерушим.

Но вот сыны Иосифа однажды
пришли к вождю в Силом.
Они сказали: «Бились мы отважно,
но мал удел наш – на одном вдвоём!
По воле Божьей, род наш многолюден,
тесна горы Ефрема полоса»! 3
Ответил Иисус: «Расчисть леса.
Наш вольный путь тернист и многотруден,
но в том его краса».

«О нет! Не одолеть нам Хананеев, –
печальный был ответ, –
В долине Изреельской те сильнее –
нам не сдержать их колесниц набег»! 4
Сынам Иосифа ответил твёрдо
народный вождь на эти их слова:
«Господь, наш Бог дал силы и права.
Ты победишь уверенно и гордо.
На Бога уповай»!

На покорённых землях Хананеев
красуется Силом.
И в центре всей земли – теперь Еврейской,
особой он заботой окружён:
там скиния собрания отныне
поставлена, как Сам Господь велел.
Народ перенести её сумел
в центр всей земли из местности пустынной
в Иосифов удел. 5

У скинии собрались все колена
Израиля сынов.
К народу обратился вдохновенно
сам Иисус. Не тратя лишних слов,
он обвинил сынов семи коленей,
которые до времени сего
удела не имеют своего,
в их нерадивости, в душевной лени,
идущей от того,

что не отвыкли от своих скитаний,
привычки кочевой,
не приложили силы и старанья,
чтоб обрести оседлость и покой.
«От каждого колена отделите
троих мужей. Я в путь отправлю их.
Пусть землю эту в странствиях своих
опишут всю. Её вы разделите
в собраниях своих.

На семь уделов распишите землю
и запись мне о том
представите, и я её приемлю.
И здесь при вас, пред Господа лицом
Я брошу жребий вам, и все уделы
Господь укажет каждому из вас,
как указал для братьев в прошлый раз: 6
на севере Иосифа пределы,
Иуда, где сейчас

на юге свой удел хранит и холит,
пусть дальше в нём царит.
Левитам же нет части в вашей доле:
священство их удел, и не велит
Господь, ваш Бог, владеть левитам
уделами со всеми наравне.
Но наши города по всей стране
для них всегда доступны и открыты,
достаточны вполне.

А Гад, Рувим и с ними половина
Манассии сынов
бои закончив, на восток отхлынут,
В Заиорданье ждёт их мирный кров.
Раб Божий Моисей им дал уделы.
Их дети ждут, работа, семьи, скот.
Земля давно своих хозяев ждёт.
Строительство, посевы – много дела,
свершений и забот.

Прошли посланцы по земле прекрасной,
по сёлам, городам.
В Силом вернувшись, описали ясно
всю землю, что увидели тогда.
И разделили землю на уделы –
на семь уделов для семи колен,
и описали, как им вождь велел.
И начал Иисус святое дело,
и у священных стен

при скинии в Силоме перед Богом
он жребий бросил им –
вернувшимся в надежде и тревоге,
князьям и соплеменникам своим.
И названы теперь владенья будут.
Участок первый взял Вениамин.
Иерихон, Кириаф-Иарим….
Все земли меж Ефремом и Иудой
закреплены за ним. 7
***********************************

Примечания:

  1. Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства (Чис 21:13) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название Сион (Втор 4:48). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана;
  2. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания, приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли;
  3. Слова от Иордана до моря, читаемые в греческих списках, дают более точное определение подлежавшей разделу земли - именно лежавшей между Иорданом и морем;
  4. Моисей не дал Левину колену особого наследственного владения (Втор 18:1-2) согласно  божественному  повелению (в Чис 18:20-21);
  5. Вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами. В объяснение этого указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено (Левиино), вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена (Манассии и Ефрема). Подробно и географически точно уделы израильских колен расписаны в гл.13. (см. карту раздела);
  6. Халев был главой рода в Иудином колене (Чис 13:4,7) и князем в этом колене (Чис 34:18,19). Он носил прозвище Кенезеянин. Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы, показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана.

  1. Указываемое здесь изгнание енакимов, представлявших три особых рода, которые носили имена своих родоначальников, было вторичным. Оно вызвано было тем, что это сильное (Втор 2:10) ханаанское племя после первого нанесенного ему поражения снова усилилось в Хевроне и ближайших к нему городах, почему Халев, получив этот город в удел, должен был начать с ними борьбу;
  2. Газер, бывший сильною крепостью, расположен был на высоком холме Телль-Джецар, покрытом обширными развалинами, который находится между Екроном  и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас. Место Газера с достоверностью найдено в 1873 г. известным французским археологом Клермоном-Ганно, и это открытие нашло признание со стороны других исследователей;
  3. По существу дела заявление это не имело основания и было несправедливо. На самом деле эти 1½ колена не были так многолюдны, чтобы требовать большего удела. По последней переписи (Чис 26) Ефремово колено имело взрослых мужеского пола 32 000, все Манассиино — 52 700, половина его, следовательно, могла иметь около 26 000, а в общей сложности они могли состоять из 58 000, между тем как Иудино колено имело 76 000, Даново — 64 400. Притом полученный ими удел представлял хотя и гористую вообще, но весьма плодородную полосу земли, благодаря тому, что находившиеся в нем горы не были очень высоки и скалисты, перемежались плоскогорьями и долинами, орошавшимися многочисленными источниками, а расстилавшаяся на западной стороне гор Саронская долина (от Кармила до Яффы) отличалась необычайным плодородием, которое эта местность сохранила и по настоящее время. При таком положении дела заявление указанных колен служило выражением только их самомнения и притязательности, которые неоднократно проявляли ефремляне и в последующие времена ко вреду общенародной жизни (Суд 8; 12 и др.). На этот раз притязания дома Ефремова не привели к печальным последствиям благодаря мудрому отношению к ним Иисуса Навина;
  4. В частности они указывали при этом на военные колесницы у ханаанитян, живших в Беф-Сане и в обширной Изреельской равнине, представлявшей плодороднейшую полосу в Ханаанской земле, которую ханаанитяне отстаивали всеми силами. Изгнать ханаанитян, продолжавших занимать плодороднейшие местности, они чувствовали себя не в силах, не имея такого же усовершенствованного оружия, а поэтому должны были ограничиваться худшей — сравнительно — частью доставшегося им удела, который при этом оказывался недостаточным для них. В этом заявлении ефремлян и манасситов самомнение их сменяется уже малодушием; в нем явно выступает неуверенность в своих силах, недостаток мужества, не говоря уже о надежде на высшую помощь;
  5. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, скиния собрания (Исх 27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония (12:11), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени, так и словами пророка Иеремии (Иер 7:12): пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему. Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа;
  6. Из сказанного здесь об исполнении выборными возложенного на них поручения видно, что описание осмотренной ими ханаанской земли с находившимися в ней городами, они занесли в книгу, указания которой должны были иметь решающее значение при возможных спорах между коленами относительно владения теми или другими местностями;
  7. Жребий брошен был Иисусом Навином в Силоме пред Господом, т. е. пред священной Скинией, как местом особенного божественного присутствия. Первый жребий вышел Вениаминову колену, которому указан был удел между сынами Иуды и между сынами Иосифа, т. е. в средине между уделами Иудина колена и Ефремова. Вследствие этого северная граница Вениаминова колена совпала с южной границей Ефремова колена, от Иерихона до нижнего Вефорона.


Вверх