Иисус Навин поразил полчища Хананеев на севере, при водах Меромских; Сожжение Асора, главы трёх царств; Итог победам Израиля под начальством Иисуса Навина.
Иавин, царь Асорский, был испуган
и взял на плечи груз:
с царями городов большой округи
создал оборонительный союз.
В него вошли Хеттеи, Аморреи
и Хананеи – жители равнин,
Евеи, Ферезеи, как один.
И жившие в горах Иевусеи
теперь в союзе с ним.
И ополченье грозно и сурово
свой начало поход.
Народу было, как песка морского,
как звёзд, что наполняют небосвод.
И с ними боевые колесницы,
способные, как смерч, крушить врага.
Своя земля тем людям дорога.
Они готовы насмерть биться
в межгорье на лугах.
Расположили стан у вод Мерома,
в долине между гор.
И ранним утром этот стан огромный
готовится, чтоб дать врагу отпор. 1
Но Иисусу Бог сказал: «Не бойся!
Их завтра утром, ты увидишь сам,
на смерть сынам Израиля предам.
Ты поразишь большое это войско,
развеешь по горам.
Велишь коням их перерезать жилы,
а колесницы сжечь.
Готовься к бою, собери все силы,
и вражеских потерь тогда не счесть»! 2
И вывел Иисус народ из стана –
всех, кто к войне способен, вёл он в бой.
И шли они дорогою крутой
четыре дня и ночи неустанно
к долине голубой.
Там, у Меромских вод, в огромном стане
ещё согласья нет.
Цари из Ханаана утром раним
к Иавину собрались на совет.
И тут на них, как горная лавина,
обрушились Израиля сыны.
И Хананеи были сметены.
Кто жив, спешит убраться из долины –
укрыться от войны. 3
Но предал их Господь Израильтянам.
Для них спасенья нет.
Их к морю гонит страх, горят их раны,
Израильтяне мчат за ними вслед.
Разили Хананеев до Сидона,
до Мисрефоф-Маима и Мицфы.
И не осталось никого в живых.
Всё, что Господь сказал в ночи бессонной,
всё Иисус постиг.
Всё выполнил он: перерезал жилы
у их коней лихих,
а колесницы сжёг и с новой силой
добил врагов и сбросил в море их.
И, возвратившись, взял Асор столичный,
мечом своим убил его царя.
А был Асор столицею не зря –
был царь его всех царств главою лично.
И новая заря
заклятый город грустно осветила.
Он весь объят огнём,
Война там всё живое истребила,
и больше нет дыханья жизни в нём. 4
И всех царей, что были в битве этой,
в то время Иисус мечом побил,
но города огнём не погубил –
заклятию предал их по завету.
Как раньше говорил
сам Моисей, Господень раб, прощаясь,
как раньше повелел:
заклятию предать, отбросив жалость,
исполнить всё, что Сам Господь велел.
И сделал Иисус, не отступая,
что Моисею повелел Господь:
повсюду поразил живую плоть,
и выполнил, в сраженьях побеждая,
всё, что свершить пришлось.
А всю добычу в городах захвата –
и скот, и серебро
Израильтяне брали как награду,
делили всё добытое добро.
Так Иисус края земли нагорной,
просторы всей полуденной земли,
что перед ним покорными легли,
завоевал, пройдя тропой неторной,
как Бог ему сулил.
Семь долгих лет он вёл войну с царями.
Не ведал городов,
цари которых шли навстречу сами,
таких, где царь в союз войти готов.
Ожесточил сердца Господь могучий 5
и на Израиль шли они войной.
Но не было судьбы у них иной –
легло на них заклятье чёрной тучей,
их горестной судьбой.
И были сметены без сожаленья,
они с лица земли.
Так Моисею Бог в его виденьях
велел, и это выполнить смогли
сыны Израилевы с Иисусом.
Разрушен не был только Гаваон –
с Евеями ведь мир был заключён.
Евреи не нарушили союза,
и город был спасён.
И в то же время на горах Иуды,
Хеврон, Давир, Анав
и на горах Израиля – повсюду,
Енакимов заклятию предав,
крушат Израильтяне исполинов.
Тех самых, что в минувшие года
безмерно устрашили их, когда
доверие к Создателю отринув,
они пришли сюда
и, воротясь, сказали Моисею:
«Они погубят нас»!
Но Иисус побил их и рассеял –
пробил для великанов смертный час.
Лишь только в Газе, Гефе и Азоте
Енакимов осталось меньшество.
И правит смерть в домах их пиршество:
в сражениях загублено бессчетно.
Слабо их божество. 6
И вот взял Иисус всю землю эту,
как Моисею Бог
сказал о ней однажды на рассвете,
а Иисусу взять её помог.
И отдал Иисус Израильтянам
страну обетованную в удел,
по-братски разделить её велел.
И обрела земля покой желанный,
устав от ратных дел. 7
***************************************
Примечания:
1. После слияния всех трёх притоков Иордан начинает свой путь вниз, на Юг. Вначале, на его пути расположена широкая долина, запертая между горами Галилеи и Голанскими высотами, называемая долиной Хула, по имени небольшого озера в её середине (Мером в Книге). Протяжённость долины – 75 км., ширина – 12 км. С трёх сторон она окружена горами: на Востоке – Голанским плато, на Западе – горами Нафтали, на Севере – Ливанскими горами. С древних времён долина славилась своим плодородием, благодаря великолепному сочетанию жаркого климата, обилия воды и очень богатой наносной земли. Во II-ом тысячелетии до новой эры на холме, господствующем над центральной частью долины, находился город Хацор (Асор). В книге Иехошуа (Иисус Навин) о нём сказано: "И Хацор раньше -глава всех княжеств этих" (Иехошуа, 11:10). Действительно, богатство окружающих земель и близость к важным международным дорогам того времени дали возможность городским князьям создать сильное и мощное государство, которое могло позволить себе содержание хорошо обученной армии, вооружённой, в числе прочего, большим количеством боевых колесниц. По тем временам это было не менее серьёзно, чем наличие танковых дивизий в наше время, и поэтому Хацор доставил немало неприятностей Израильтянам, пока они не осознали, что колесницы так же беспомощны в болотах, как и современные танки.( Источник: www.sergwolfson.co.il);
2. Господь повелевает коням перерезать жилы, а колесницы сжечь. Причина этого особого повеления, которое соблюдалось до царствования Соломона (2 Цар 8:4), не указана; но, как показывает дальнейшая история израильского народа, она состояла в том, что, оставив коней и колесницы и сделав их государственной собственностью, израильтяне могли затем полагаться больше на это вооружение, чем на всесильную помощь Господа, а через это лишиться последней и вместе с тем подвергнуться неминуемой гибели, как объяснил Псалмопевец (Пс 19:8-9) и пророки (Ис 2:7; 31:1; Мих 5:10 и др. места);
3. Прежде чем ханаанские цари привели в порядок свое многочисленное разноплеменное и разнообразное по вооружению войско, Иисус Навин быстро двинулся против него со всеми из своего народа, способными носить оружие. В 4 дня (по «Иудейским древностям» Иосифа Флавия V, 1, §18) совершив переход из Галгал к Меромским водам, он напал на врага внезапно и своим неожиданным ударом привел его в совершенное смятение, пользуясь которым нанес ему полное поражение;
4. Из городов северного Ханаана сожжен был один Асор, как сильный город, который, если бы не был сожжен, мог быстро оправиться и сделаться опасным для завоевателей; другие города, построенные на холмах, не возбуждавшие таких опасений и пригодные завоевателям при предстоящем расселении в стране, не были сожжены;
5. Ожесточение ханаанитян в борьбе с израильтянами приписывается Господу, как Владыке над всем, совершающимся в мире: оно, подобно другим движениям человеческого сердца (Пс 80:13), допущено было Богом, как служившее к наказанию их (чтобы преданы были заклятию) и к очищению Ханаанской земли для израильского народа;
6. Рассказ об этом походе внесен библейским писателем не потому только, что в предшествующем повествовании не было упомянуто о поражении енакимов, которые произвели такое устрашающее действие на соглядатаев (Чис 13:29,34), но и потому, нужно думать, что был особый поход против этого исполинского племени, вызванный усилением его в то время, когда Иисус Навин вел войну в других местностях Ханаана. Этот поход направлен был не только против трех названных городов, но и других на горе Иудиной и Израилевой, где жили енакимы;
7. т. е. прекратились походы Иисуса Навина для завоевания Ханаанской земли, так как никто из ханаанитян не выступал открыто против израильтян, с оружием в руках. Господство ханаанитян в стране было сломлено, и израильский народ мог беспрепятственно вступить во владение землей, согласно с существовавшим у него делением на колена. Это общее успокоение страны не исключало, однако, как показывает дальнейшее изложение событий (13:1-6), существования местностей с ханаанским населением, которое, не выступая с оружием в руках против израильского народа, не могло служить препятствием к тому, чтобы последний вступил во владение завоеванной страной.