Гай взят удачным подходом и совершенно уничтожен; Благословение и проклятие на горе Гевал; Закон написан на камнях.
Итак, Господь сказал вождю народа:
«Не бойся, не страшись.
В поход на Гай дорогою свободной
назавтра с новой силой поднимись.
К войне способных всех возьми с собою. 1
Тебе царя и город предаю,
народ его и землю отдаю.
Разрушьте этот город после боя,
добычу взяв свою.
И как ты поступил с Иерихоном,
так с Гаем поступи.
Но на добро и скот здесь нет препона –
берите, меж собою поделив.
За городом ты сделаешь засаду.
Защитников из Гая отвлеки.
У них потери будут велики,
а город станет вам в бою наградой –
дела твоей руки». 2
Окинул Иисус орлиным взглядом
ряды своих бойцов
и тридцать тысяч для ночной засады
послал за Гай отборных удальцов.
И приказал за городом в засаде
таиться в нерушимой тишине,
в любой момент, готовыми вполне,
во время битвы оказаться рядом
в губительной войне.
В засаде между Вефилем и Гаем
засел его отряд.
А Иисус, победу предвкушая,
готовился к войне на новый лад.
Он утром осмотрел народ и вскоре
повёл его решительно на Гай.
И тысячи людей пришли в тот край,
И стан разлился, как людское море.
А за долиной Гай.
И Гайский царь увидел войско утром
с восточной стороны.
И выступил вперёд, назначив мудро
долину для решительной войны.
Его народ и воины Вефиля 3
объединившись, двинулись вперёд.
Уверен каждый: враг тут кровь прольёт,
смешав её в бою с песком и пылью,
и смерть свою найдёт.
Не ведал царь, что мощная засада
за городом лишь ждёт,
когда вооружённая армада
оставив город, выйдет из ворот.
Увидев войско, все Израильтяне,
как будто были им потрясены
и дрогнули, спасаясь от войны.
И побежали прочь по верным планам,
что были им даны.
Тут Аморреи ринулись в погоню.
И все до одного
надеялись, что месть врага догонит.
А в Гае не осталось никого.
Распахнут, беззащитен древний город.
Защитники в пустыне далеко.
И в город им вернуться нелегко.
А Иисус стоит на скалах гордо,
под солнцем высоко
и слышит голос Господа могучий:
«Простри своё копьё
на грешный Гай и вскоре в чёрной туче
окончит город бытие своё.
И поднял Иисус копьё. Нацелил
на Гай его стальное остриё.
Тотчас, оставив бдение своё,
сидевшие в засаде полетели
на Гайское жильё.
Покинули засаду и мгновенно
в пустынный Гай вошли.
И город запылал, крошились стены,
и чёрный дым шёл в небо от земли.
И оглянувшись, воины из Гая
увидели ужасный чёрный дым,
что поднялся над городом родным.
А тут, звеня мечами и пугая,
вдруг повернулись к ним
бежавшие от них Израильтяне.
И стало ясно им:
что этот бой для них последним станет –
От города с оружием своим
к ним в тыл стремились бывшие в засаде.
И обуял бойцов великий страх.
И замерли проклятья на устах,
когда на них и спереди, и сзади
с оружием в руках
набросились, круша и поражая,
Израиля сыны.
Кругом враги, и некуда бежать им
В кровавой бойне силы не равны.
С копьём своим, руки не опуская,
следил за битвой Иисус с холма.
Он Божьей волей, силою ума
победный бой закончил перед Гаем.
А в городе дома
ещё горят, и смрадным дымом тянет,
и нет в живых мужей.
Всех в поле истребив, Израильтяне
вернулись в город силою своей.
И поразили всех ещё живущих.
Кололи и рубили их сплеча.
Двенадцать тысяч пало от меча
мужей и жён и нищих, и имущих.
Заклятия печать
легла на город страшной, чёрной тенью.
И вот он опустел.
Сыны Израиля добычу делят
по слову Господа, как он велел.
А Гайского царя поймали в поле.
Он был повешен до ночной поры,
затем был снят и у ворот зарыт,
и грудой камней, собранных на воле,
от глаз навек укрыт.
Взятие города Гая
А Иисус заветы Моисея
припомнил в эти дни.
В душе его, Господней силой рея,
на дело звали, в жизнь рвались они.
И вскоре до Сихема всё пространство
захвачено рукой Израильтян.
Под властью их весь средний Ханаан.
У гор Салимских в праздничном убранстве
раскинут новый стан.
Что заповедал Моисей, раб Божий
Израиля сынам,
то выполнил тогда же непреложно
сын Навин Иисус, придя к горам.
Он жертвенник в те дни поставил Богу
из цельных камней на горе Гевал.
Каменотёс те камни не тесал.
Железо к ним не ведало дороги,
как Моисей сказал.
И Господу большое всесожженье
они там принесли.
И жертвы мира, во благодаренье
за милость дарования земли,
за то, что Он назвал своим народом
Израильский, Им избранный народ,
за то, что лучезарный небосвод
всем дарит свет в любое время года,
а ночь покой несёт…
И список с Моисеева закона
на той горе Гевал, 4
на вековых камнях Гевальских склонов
сам Иисус пред всеми написал.
И весь Израиль: воины и судьи,
старейшины и женщины его,
пришельцы, дети, все до одного,
кто есть в народе. Все, кто был и будет –
живая плоть его
сошлись тут по завету Моисея,
как Бог ему велел.
И вот ковчег завета, души грея,
стоит меж гор, дорогу одолев,
из скинии священниками вынут.
И разделился надвое народ.
К горе Гевал одна лишь часть идёт,
у Гаризим другая половина
благословенья ждёт.
И все слова закона перед ними
им Иисус прочёл:
благословения слова святые,
слова проклятий полностью привёл.
Всё то, что Иисусу заповедал,
его благословляя, Моисей,
дословно людям в ревности своей
народный вождь торжественно поведал
в тиши минувших дней.
*********************************************
Примечания:
1. Хотя количество выступившего войска не указано, но во всяком случае, оно должно быть очень значительно. Если из 21/2 восточно-иорданских колен выбрано было около 40 тысяч войска, т. е. около 15 тысяч от колена, то от 12 колен израильских должно было выступить около 180 тысяч. Причина назначения такого большого количества войска против незначительного города 12 тыс. жителей могла заключаться и в понесенном прежде поражении, ослабившем мужество израильтян, и в том вообще, что взятие даже небольшого города для них, как выросших в пустыне, представляло большие трудности;
2. Так как взятие города Гая предоставлено было самим израильтянам, без особенной сверхъестественной помощи, то они могли и должны были употребить для этого наиболее целесообразные способы. А так как они не были знакомы с последними, то Господь и указывает на один из них, состоявший в устройстве засады;
3. Воины Вефиля, находившегося недалеко от Гая, были, очевидно, приглашены царем последнего на помощь ввиду ожидавшегося нового нападения израильтян;
4. Сооружение жертвенника Господу Богу Израилеву на горе Гевал и принесение на нем всесожжения и жертв мира в присутствии всего народа (ст. 35) служили торжественным всенародным выражением преданности Господу, избравшему израильский народ своим народом, за дарованные великие милости. Жертвенник сооружен был согласно с книгой закона (Исх 20:25) и заповедью Моисея (Втор 27:5-7). Начертание закона Моисеева на камнях служило обнародованием его как закона израильской земли.