Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Иисус Навин, Руфь, Есфирь - Библия в стихах | Книга Руфь. Глава 1

Книга Руфь. Глава 1

Елимелех со своей семьёй уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; Он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; Ноеминь решила одной вернуться на родину; Орфа попрощалась с ней, но Руфь решила не оставлять её и пошла с ней в Вифлеем; Пришли в Вифлеем в начале жатвы.
Слушать аудио:

Книга Руфь. Глава 1

Купить книги и CD

В те дни на знойных землях Палестины
был страшный недород –
животворящий дождь страну покинул,
от голода отчаялся народ.
А правили тогда народом Судьи.
Израиль не избрал ещё царя.
Судил первосвященник Илия.
К нему несли свои заботы люди
Но выжжена земля,

и голод беспощадною змеёю
Израиль охватил.
И небо равнодушно голубое,
и жить без хлеба не хватает сил.
Тогда Елимелех из Вифлеема, 1
от голода и горестей устав,
отправился с семьёй своей в Моав.
Одежду, серебро взял для обмена,
и с месяц поблуждав,

они на Моавитские просторы
пришли за Иордан.
Остаться там они решили с горя.
«Такой нам жребий Богом свыше дан, –
Ноеминь утешала тихо мужа.
И ей внимая, ободрялся он.
А сыновья Махлон и Хилеон
За мать с отцом отдать готовы душу
и древний чтут закон.

Но нет, недолго на земле Моава
прожил Елимелех.
Он был пришельцем без земли, без права
и нёс в душе исхода тяжкий грех.
И умер он. Семью постигло горе. 2
Ноеминь с сыновьями здесь одна.
И детям жизнь вдовы посвящена.
А сыновья её женились вскоре.
У каждого жена.

Они Моавитянок взяли в жёны
красивых, молодых,
и стали жить в Моаве отстранённо
от веры и обычаев чужих.
И младший – Хилеон взял Орфу в жёны,
А старший сын Махлон взял Руфь женой.
И стала Руфь и близкой и родной.
И приняла еврейские законы,
и принесла покой.

И десять лет прошли для них в Моаве,
как странный, дивный сон.
И сыновей Ноемини бесправных
с земли унёс к отцу навеки он.
И незачем вдове терпеть чужбину,
когда, по слухам, одарил народ
Бог новым хлебом, и Судья Аод
Израилем достойно правит ныне
уже который год.

И вот вдова со снохами своими,
наперекор судьбе,
из этих мест, не ставших ей родными,
отправилась на родину к себе. 3
И вот они подходят к Иордану.
Там за рекой гористая страна.
То Иудея – родина видна.
И в дымке предрассветного тумана
им говорит она:

«Спасибо, что меня вы проводили.
А дальше – я одна…
Я знаю: вы сынов моих любили,
но я теперь вам больше не нужна.
Вы молоды ещё и жить вам долго.
Вернитесь в дом отцов и матерей.
Господь воздаст вам милостью Своей
за вашу ласку и за верность долгу,
любовь к семье моей.

Делить со мною жизнь намного хуже.
Пускай Господь вам даст
пристанище, покой в шатре у мужа,
пусть наградит детьми своими вас».
И с тем Ноеминь их поцеловала,
но снохи в слёзы: «Нет пойдём с тобой.
Твой Бог и твой народ для нас родной»!
Ноеминь им на это отвечала:
«Зачем идти со мной?

О, разве есть сыны ещё во чреве,
которые сейчас,
как листья и плоды на старом древе,
мужьями возродились бы для вас?
Да если бы во тьме шатра ночного
сегодня я с мужчиною была
и двух сынов счастливо родила,
вам не дождаться мужа дорогого.
Пора моя прошла.

Нет, дочери мои, вам ждать не нужно.
Забудьте обо мне.
Я знаю: вы верны  и небездушны,  
но ваше счастье в вашей стороне»!
Они опять рыдали и вопили,
а позже Орфа распростилась с ней,
с Ноеминью, как с матерью своей.
А Руфь осталась со свекровью милой
делить невзгоды дней.

Ноэминь и РуфьНоэминь и Руфь

Ноеминь вновь сказала ей: «Родная,
вернись в свои края –
к богам своим, к народу. Я  ведь знаю,
что дома будет легче жизнь твоя»!
Но Руфь в ответ: «Меня не принуждай ты
тебя оставить и уйти домой.
Вся жизнь моя отныне лишь с тобой,
с твоим народом. И ещё – узнай ты:
твой Бог отныне  – мой!

И где умрёшь ты, там с тобою рядом
и я погребена,
Каким меня Господь не бил бы градом,
с тобой меня разлучит смерть одна»!
Ноеминь, видя, что сноха решила
быть с ней, тверда в намеренье своём,
не стала отговаривать её.
И больше ничего не говорила.
Пошли они вдвоём.

Прошли вдоль моря, вышли к Иордану,
Пришли в Ситим, где брод.
И здравствуй, край, народу Богом данный,
Ноеминь снова у твоих ворот!
По горным тропам, по лесным дорогам,
по пустошам, измотаны совсем,
пришли они в старинный Вифлеем.
Её увидев, был народ растроган:
«Сей день благословен!

Ведь это же Ноеминь возвратилась!
Ведь это же она
из дальних странствий в дом родной явилась
Елимелеха верная жена»!
«Ноеминью меня вы не зовите, –
она сказала людям городским, –
Я стала Марой с горя и тоски. 4
Меня страдать заставил Вседержитель.
Дела мои плохи.

Зачем меня Ноеминью зовёте?
Ведь я вдова теперь.
Спасение свое ищу в работе.
А к счастью предо мной закрыта дверь.
Ноеминь с Руфью в старом доме мужнем
живут, смиренно веря в свой удел.
Их дни идут в кругу домашних дел.
А на полях под вешним солнцем дружно
ячмень уже созрел...5
********************************************

Примечания:

 1. Семья Елимелеха была очень известна в Вифлееме,имела и относительный достаток. Самое имя Елимелех (с евр. «Бог мой царь», по мнению некоторых, указывает на знатное происхождение лица, носившего это имя. По происхождению имя это справедливо сближается с упоминаемом в Телль-Амарнских письмах (клинописях, открытых в Египте в 1887-1888 гг.) именем одного хеттейского князя (в южной Палестине) Илимилки или Милкили. Иосиф Флавий передает имя Елимелех ’Αβιμέλεχος, сближая таким образом Елимелеха с именем филистимских царей;
  2. Раввинское толкование справедливо порицает Елимелеха за оставление своих «собратьев» (сограждан, единоплеменников), усматривая в злоключениях и смерти Елимелеха на чужбине божественное наказание ему за оставление святой земли (D. Midrasch Ruth Rabba, in deutsch. übertragen v. A. Wünsche. Leipzig, 1883, s. 15);
  3. После смерти Махлона и Хилеона семья обеднела. Тогда Ноеминь узнает, что Иегова, по мере верности или неверности Ему Израиля посылавший ему плодородие, снова даровал урожай хлеба, и немедленно оставляет Моавитскую землю и направляется, в сопровождении обеих невесток, в Иудею;
  4. Ноеминь — «приятная», Мара — «горькая»;
  5. Прибытие Ноемини и Руфи в Вифлеем имело место «в начале жатвы ячменя», или вообще жатвы (так как ячмень поспевает в Палестине раньше пшеницы) — около половины апреля.


Вверх