Уделы Симеона, Завулона, Иссахара, Асира, Неффалима и Дана; Специальный удел, данный Израилем Иисусу Навину; Деление земли окончено (Гл.19); Города убежища (Гл.20); Города, выделенные левитам в пределах нескольких колен Израилевых (Гл.21).
Пришёл черёд колену Симеона.
И жребий для него
Елиазар по древнему закону
назвал прилюдно для сынов его.
Среди сынов Иудиных привольно
отведен для него большой удел.
Сыны Иуды знали свой предел.
Для них велик участок их раздольный.
И, как Господь велел,
по многолюдству каждому колену
теперь земля дана. 1
И жребий разбирает неизменно
по землям и участкам имена.
В уделе Симеона Беэр-Шева,
Хацар-Шуал, Анн, Ефер и Ашан
с окрестными селеньями придан.
Равнины ожидают здесь посевов,
а утренний туман
на северо-востоке кроет горы.
Тучные стада
на склонах гор, не зная бед и горя,
там прокормиться могут без труда…
И третий жребий выпал Завулону.
На север от Манассии земли
его участка земли пролегли,
до древнего селенья Ханнафона.
Затем на юг пошли.
Каттаф, Шимрон они в себя включили
и древний Вифлеем.
Двенадцать городов в земле той были.
Одни живут, других уж нет совсем.
Четвёртый жребий вышел Иссахару.
Уделами он братьев окружён:
на западной границе Завулон.
Манассия на юге. Иорданом
зажат с востока он.
Сынам Асира выпал жребий пятый –
приморские края.
Тир укреплённый и Сидон богатый
у моря там великого царят.
Манассии удел – граница с юга.
На западе обширный Неффалим.
И Завулон могучий рядом с ним –
колена, выручавшие друг друга
радением своим.
И жребий дан колену Неффалима,
Тот жребий был шестым.
Здесь Киннереф 2 сияет взором синим,
Мером 3 взирает оком голубым.
Здесь Иордан в верховьях полноводен,
Здесь изобильны рощи и поля,
и жаждет рук прекрасная земля.
Асор, что от язычников свободен,
стоит, покой суля.
С Манассией граничат на востоке,
на западе – Асир.
И семьи Неффалимовы в восторге –
В мечтах у них надёжный, долгий мир.
В уделе их Хелеф, Хамаф, Адама…
всего там – девятнадцать городов,
и каждый к обживанию готов.
И Хиннереф, и древний город Рама
у тёплых берегов.
А Дановым сынам седьмой был жребий.
Граничит их удел
с бескрайним морем синим, словно небо.
Земля Иуды – южный их предел.
На севере – владения Ефрема,
на западе – их брат Вениамин.
Исстари племя Дана дружит с ним.
Но мал для них удел. Настало время,
и Дановы сыны
пошли войной в Ласем и поразили
его своим мечом.
И этот край приморский получили
в наследие и оставались в нём.
И в честь отца Ласем назвали Даном…
Окончив разделение земли,
сыны Израилевы дать смогли
удел вождю народа – Богом данный
град Фамнаф-Сараи. 4
Там Иисус Навин построил город
и жил достойно в нём.
Раздел земли, по жребию бесспорный,
для всех колен закончился на том.
В Силоме, перед скинией собранья,
Елеазар священник много дней
рукою вдохновенною своей
прилюдно Божьи доводил желанья.
Начальники ветвей,
сам Иисус словам святым внимали
пред Господа лицом.
И все теперь свои уделы знают,
завещанные Богом и Отцом.
Земля обетованная до края
наследнику теперь разделена.
Во всей красе пред ним лежит она –
навеки для Израиля родная,
прекрасная страна.
А Иисусу Бог сказал в Силоме:
«Теперь пришла пора
участки выдать по Господню слову,
Левитам на равнинах и в горах». 5
И снова перед скинией собраний
священник, Иисус, князья, народ.
И жребием Левитам Бог даёт
там города для славных начинаний
из рода в новый род.
И сорок восемь городов Левитам
Господь отдать велел,
стеной из камня от врагов укрытых.
При городе хозяйственный надел:
предместье для скота, земля под выпас,
всё, чтоб Левиты вольно жить могли
в пределах завоёванной земли.
Дать семьям молодым дома на вырост
для них Господь велит.
И жребий по Израильским коленам
Левитов расселил.
И города для касты их священной
рукой Господней им определил. 6
Шесть городов Левиты предоставят
как города-убежища для тех,
кто лишь случайно взял на душу грех
и к праотцам сородича отправил,
чтоб жил там без помех.
Чтоб мог укрыться в городе убивший
без умысла и зла.
Случайно человека погубивший.
Чтоб месть за кровь его там не нашла.
Пусть к городу-убежищу пристанет
и пусть расскажет старшим у ворот
то дело, что сюда его ведёт.
И если правду скажет, не обманет –
приют он здесь найдёт.
И мстящему здесь выдан он не будет.
Ведь зла он не таил.
Без умысла, без ненависти к людям
он ближнего нечаянно убил.
И пусть живёт, покуда не предстанет
пред обществом на справедливый суд.
Пусть безопасно дни его идут.
Когда первосвященник мир оставит,
который ныне тут,
изгнанник может возвратиться в город,
где раньше жил с семьёй,
не опасаясь мести и укоров,
и кончить дни в кругу семьи родной.
Из городов был Кедес в Галилее,
Сихем, что у Ефрема, и Хеврон,
что Халевом могучим покорён.
В Заиорданье прежде Моисеем
был выполнен закон.
С его руки убежищами станут
три малых городка.
Бецер, Рамоф и с ним Голан в Васане
Они приют невинным навсегда.
Отдал Господь Израилю всю землю.
Отдать её поклялся Он отцам
и от сынов не отвратил лица.
Израиль, всё наследие приемля,
сражался до конца.
И поселился на земли просторах.
И дал Господь покой.
И все враги от моря и до моря
повержены Божественной рукой.
Всё, что Господь в великих откровеньях
Израилеву дому говорил,
и всё, что Он в наследье дать сулил,
сбылось и совершилось без сомненья.
Господь с народом был! 7
***************************************
Примечания:
1. Подробное перечисление всех городов и мест по уделам колен сынов Израилевых можно читать на страницах Библии в гл.19 и видеть на прилагаемой карте. Большинство библейских городов к нашему времени исчезли, либо сменили название. Их местоположение неясно. Но наиболее значимые города в тексте названы и обозначены;
2. В древние времена так называлось Геннисаретское озеро. Город с ним рядом – Хиннереф;
3. Меером – малое озеро в верховьях Иордана;
4. В ученой среде нет единого представления о местонахождении этого древнего города. Предположительно «Влево от большой дороги из Иерусалима в Наплуз, на расстоянии получаса на запад от Леббена»;
5. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафова и Мерарина (Чис 3:17-20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис 35:1-8);
6. Подробная раскладка городов по участкам левитов дана в гл.21;
7. Изложение второй части книги Иисуса Навина заканчивается указанием на совершенное исполнение — со стороны Господа — данных Им израильскому народу обетовании: народ вступил во владение Ханаанской землей, и никакой враг не выступал против его господства над ней. Если страна не была вполне очищена от прежних жителей и последние препятствовали новым владетелям пользоваться некоторыми участками, то Господь и не обещал немедленного истребления врагов (Исх 23:29-30; Втор 7:22). Это очищение земли от оставшихся в ней ханаанитян должно было совершиться собственными усилиями народа при Божией помощи, которая всегда давалась, когда ее просили. Если этого не произошло, то причиной служило отсутствие не только общенародных усилий, но и усилий отдельных колен в деле изгнания ханаанитях из их уделов в то время, когда они были в состоянии сделать это (17:13).