Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.1

Первая Книга Царств, гл.1

Бездетная Анна молится в Силоме о сыне, обещая посвятить его Господу; Священник Илий благословил Анну; Рождение Самуила; когда он был вскормлен, он был отведен в дом Господень и оставлен у Илия

Купить книги и CD

Был человек в Рамафаим- Цофиме,
что на горе.1  Елканой звался он.
Трудился, мирно жил, дружил с родными
и двух имел красивых, умных жён.
Одна из них носила имя Анна –
прекрасна, но бездетна и грустна.
Вторую звали именем Феннана.
Детей Елкане родила она.
И вот в Силом,2  в положенные дни, 3
обычно отправлялись все они,

чтоб Господу молиться Савоофу
и, поклоняясь, жертвы приносить.
У скинии святой, вдали от крова
смиренно Божьей милости просить.
Первосвященник Илий там в то время
судил народ и Господу служил.
Священники же – Офни и Финеес –
два сына Илия, которых посвятил
служению при Скинии в Силоме,
с отцом трудились при Господнем Доме.

Когда там жертву приносил Елкана,
давал он части всей большой семье.
Но часть особую берёг для Анны -
печали и любимицы своей.
Феннана Анну сильно огорчала
и побуждала к ропоту на то,
что радость материнства не познала
что жизнь проходит серой и пустой.
И повторялось так из года в год.
Страдала Анна в каждый их приход.

Всё плакала и ничего не ела.
И муж Елкана обратился к ней:
«Оставь печали, в доме столько дела!
Не лучше ль я десятка сыновей»?
И встала Анна, в скорби и тревоге
молилась с плачем Господу жена.
Её молитву видел Илий строгий.
И Господу обет дала она:
«Господь, наш Бог, на скорбь мою призри!
Рабу твою ребёнком одари!

И если Ты дитя мужского пола
рабе Твоей благоволишь послать
Сын будет жить у Твоего престола:
Я Господу клянусь его отдать.
Его головки бритва не коснётся.
Все жизни дни Господень будет он.
Тебе служить, покуда сердце бьётся,
Тебе, Господь, он будет посвящён»! 4
Так в сердце говорила Анна с Ним,
не возглашая голосом своим.

Не двигались уста её, а Илий
подумал, что прекрасная жена,
из тех, что к Дому Господа ходили,
вина напившись к празднику, пьяна.
И он сказал: «Доколе будешь пьяной?
Иди и поскорее протрезвись»!
Сказала Анна: «Нет, свои желанья,
и душу, и мечты мои и мысль
пред Господом я изливаю здесь.
Вина не пью перед лицом небес.

Молитва Анны

Молитва Анны

Ты не считай рабы твоей печальной
негодной женщиной. Душой скорблю.
Доселе Господу вверяла тайно,
всё то, о чём  давно Его молю».
Ответил Илий: « Так иди же с миром.
И Бог Израилев исполнит всё,
о чём просила ты, о чём молила,
Он выполнит прошение твоё».
С ним Анна попрощалась и ушла.
Повеселела. Ела и пила.

А поутру они вернулись в Раму,
в свой дом, что на Ефремовой горе.
И в доме том познал Елкана Анну,
жену свою, на утренней заре.
И вспомнил в эти дни Господь об Анне
И зачала, и сына родила -
Господь исполнил страстное желанье!
И Самуилом сына назвала. 5
Ребёнок был и крепок и здоров.
И с ним светлее стал родимый кров.

И вновь пошёл с семьёй в Селом Елкана.
с годичной жертвой Господу своей
Но не пошла со всеми вместе Анна,
лишь проводила близких до дверей.
А перед тем она сказала мужу:
«Когда младенца грудью я вскормлю,
то свой обет священный не нарушу –
пред Господом его определю.
Окрепнет – отведу его туда,
и там его оставлю навсегда.

Елкана ей ответил: «Ты свободна,
вскорми младенца грудью, пусть растёт.
И в доме нашем делай, что угодно,
но помни – время тяжкое придёт!
Да утвердит Господь то обещанье,
что вышло перед Ним из уст твоих.
И будь тогда готова к расставанью.
Таится впереди прощальный миг».
И все ушли. Осталась Анна с ним –
любимым чадом маленьким своим.

Но время шло. Вскормила сына Анна
и повела в Дом Господа, в Силом.
С ней трёх тельцов ведут дорогой ранней,
при ней мука и добрый мех с вином.
И вот тельца из Анниных заклали,
и к Илию ребёнка привела:
«О, господин мой, вспомнишь ты едва ли -
я женщина, что Господу клялась,
И вот дитя – его послал мне Бог.
Господь меня услышал и помог!

И отдаю я сына дорогого,
чтоб все дни жизни Господу служил.
Чтоб в Скинии правдиво и сурово
при Господе трудился он и жил».
И перед Господом она склонилась,
Его за доброту благодаря,
за счастье материнства и за милость,
за жизнь, теперь прожитую не зря.
Господь открыл уста ей, и потом
ликуя, вознесла она псалом.
*******************************
  1.Рамафаим-Цофим - иначе Рама Самуилова - местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима.
  2.В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т. е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес - священниками.
  3.Положенные дни, в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были (Исх XXXIV:23; Втор XVI:16) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы.
  4.Имеется в виду обет назорейства. См. прим. к VI гл. кн. Чисел. Исходя из того предположения, что Елкана принадлежал к колену Левия (1 Пар VI:27-28, 33-34), говорят, что Самуил, как левит, и так должен был служить Господу при Скинии. Конечно, как левит, Самуил должен был бы служить Господу при Скинии, но не всю жизнь, а лишь в возрасте от 25 или 30 лет до 50 (Чис IV:3, 30; VIII:24), и притом без обязательства несения тех аскетических подвигов, какие связаны с обетом назорейства.
  5.Слово "Самуил" с еврейского означает "Испрошенный от Бога".
  6.Последующие события показали, что пожизненное служение Самуила Господу не ограничилось исполнением несложных обязанностей при священно-служивших в скинии. Призванный Богом как пророк и судья еврейского народа, Самуил ревностно служил Господу в целом народе еврейском.


Вверх