Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.24

Вторая Книга Царств, гл.24

Давид исчисляет Израиля и Иуду; Гнев Господа за это исчисление и покаяние Давида; Господь посылает язву в наказание, и Давид ходатайствует за невинный народ; Давид покупает гумно у Орны и ставит на нём жертвенник; Приносит на нём жертву, и язва прекратилась.

Купить книги и CD

И снова гнев Господень возгорелся
на всех Израильтян и их дома.
Ведь стольких царь лишений натерпелся,
и сколько силы, воли и ума
пришлось затратить с помощью Господней,
чтоб выжить, чтобы царство вновь собрать…
И попустил Господь из преисподней
желание Давиду нашептать:
«Пойди, исчисли свой большой народ.
Израиля с Иудой - в пересчёт». 1

Царь Иоаву повелел исчислить,
пройдя по землям всех колен его,
Израильский народ, Он тайно мыслил,
что это будет в радость для него. 2
«От Дана до Вирсавии пройдите,
исчислите народ, мне нужно знать
какое войско я смогу увидеть,
с кем поднимусь Израиль защищать».
Царю военачальник отвечал:
«Я выполню, что царь мне приказал.

И пусть Господь, твой Бог народ умножит,
и сколько есть, во сто умножит раз!
Зачем мой господин себя тревожит,
задумав исчислять его сейчас»? 3
Но царь Давид не стал менять решенья.
И вот военачальники царя
пошли в поход, оставив все сомненья,
надеясь, что отправились не зря.
На утренней заре, покинув стан,
к Ароеру ушли, за Иордан.

Весь Галаад прошли они и землю
Тахтим-Ходжи, попали в Дан-Яан.
Затем, успешно обойдя кочевья,
подались к городам Финикиян.
Прошли Сидон и укрепленья Тира,
прошли все Хананеев города,
и в Иудею повернули с миром
из мест, где не бывали никогда.
Вирсавия до полного числа,
на юге Иудеи их ждала.

Царя посланцы обошли всю землю
за девять месяцев и двадцать дней.
И в Иерусалим, приказу внемля,
пришли с отчётной грамотой своей.
И подал Иоав царю весь список.
Израильтян в нём ровно миллион. 4
Иудеянин каждый был записан –
полмиллиона мужеских имён.
Учли лишь сильных, опытных  мужей,
к войне способных в армии своей. 5

И сердце царское пронизала тревога
при мысли, сколько вверено людей
его заботам всемогущим Богом!
Кого считал он в гордости своей?!
И Господу сказал он: «Грех немалый
поступком неразумным я свершил!
Молю Тебя, прости раба - не знал он
что  этим перед Богом согрешил»!
Всю ночь молился Господу Давид.
Надеялся, что Бог его простит.

И было слово Господа к пророку,
что прозорливцем у Давида был.
И верный Гад – пророк – любимец Бога,
царю слова Господни повторил:
«Тебе я предлагаю наказанья.
Их ровно три. Но выбери себе
одно из них. По твоему желанью
нести его достанется тебе».
И Гад сказал: «Теперь ты всё узнай,
как сказано – любое избирай.

Вот первое: в стране наступит голод.
Продлится голод долгие семь лет.
За городом, в те годы, вымрет город.
Страшней беды не знал Израиль бед!
Второе – чтоб три месяца ты бегал
от злобных неприятелей своих.
В горах, в пустынях, средь дождя и снега
не сможешь ты избавиться от них.
И третье – чтоб в течение трёх дней
косила язва всех в стране твоей.

Теперь ты рассуди, что мне ответить
Пославшему меня, – закончил Гад,
Давида поразили казни эти,
слезою затуманен светлый взгляд.
И он сказал: «Как тяжко, очень тяжко,
но лучше в руки Господа мне впасть –
велик Он милосердием, и важно
в людские руки пленным не попасть»!
И язву на три дня послал Господь,
разя по всей стране живую плоть.

И гибли люди. Семьдесят их тысяч
от Дана до Вирсавии легло.
Вот Иерусалим готов склониться
пред язвой моровой, разящей зло.
И Ангел руку к Иерусалиму,
чтоб язвой поразить его простёр,
но пожалел людей Господь. Незримо
карающую руку Он отвёл.
Сказал: «Довольно. Руку опусти
Дано им снова крепость обрести»!

Давид Господня Ангела увидел,
когда тот был у Орнова гумна.
Он Господу сказал: «Я не предвидел,
что столь большой окажется вина.
Я согрешил, я беззаконье сделал,
но эти овцы? Их за что казнить?
Меня, Господь мой, накажи за дело,
а их оставь детей своих растить!
И пусть, Господь мой Бог, Твоя рука
повинного накажет свысока»!

В тот самый день явился Гад к Давиду,
сказав ему: «Ты жертвенник поставь
на месте том, где Ангела ты видел
и Господа могучего восславь»!

И вот пошёл Давид по слову Гада,
как сам Господь пророку повелел.
Молитва Богу – высшая услада,
которой он предаться захотел.
Хозяин добрый Орна видит вдруг
у своего гумна царя и слуг.

 Наказание Давида

Наказание Давида

И вышел Орна Иевусеянин 6
к царю, и поклонился до земли.
«Зачем, мой царь, пришёл ты утром ранним?
Заботы ли какие привели?
Давид сказал: «Гумно купить хочу я
и жертвенник на нём установить,
чтоб Господа Всевышнего, тоскуя,
о милости к Израилю молить.
Чтоб завершилось время злых невзгод,
чтоб Ангел Божий не губил народ»!

И Орна отвечал на то Давиду:
«Пусть в жертву господин мой вознесёт,
всё, что ему угодно, всё, что видит:
волов для всесожженья пусть  возьмёт,
повозки на дрова пускай порубят.
Всё это Орна отдаёт царю.
Господь, твой Бог, да никого не губит
и милости Своей зажжёт зарю»!
«О, нет, – сказал Давид, – я возмещу.
Что стоит, всё немедля заплачу.

Не вознесу я жертвы, взятой даром,
в чертог небесный, Богу моему»!
И царь купил гумно, волов с амбаром.
Всё место перешло теперь к нему.
За это место в Иерусалиме
шестьсот он сиклей золота отдал. 7
И, славя Господа святое имя,
там жертвенник Божественный создал.
И всесожжения на нём вознёс,
и жертвы мирные затем принёс.

И вновь Господь вернул Свою им милость,
и перестал карать Израильтян.
И язва моровая прекратилась –
рассеялся губительный туман… 8
*********************************
  1.Мысль Давида о перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения. Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских.
  2.Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства.
  3.Очевидно, Иоав опасался того, что ложно истолкованное народом предприятие Давида может послужить поводом к новым беспорядкам в государстве.
  4.В параллельном тексте в 1 Паралипоменон соответствующие цифры равны одному миллиону ста тысячам (израильтян) и 470 тысячам (иудеев); при этом автор 1 Пар. замечает, что левиты и вениамитяне не были включены в это число (1 Пар. 21:5-6). Предполагаемое объяснение может быть в том, что 100 тысяч включали в себя и постоянную армию Давида, состоявшую из 12 "отделений" по 24 тысячи человек в каждом (итого: 288 тысяч; см. 1 Пар. 27:1-15), плюс 12 тысяч воинов, приписанных к Иерусалиму и другим "колесничным городам" (см. 2 Пар. 1:14). Если полученные 300 тысяч вычтем из 1. 100 тысяч, то останется как раз 800 тысяч, указанных в в 2Царств.
  5.Следовательно, в исчисление не входили не достигшие возмужалого возраста, старцы и немощные, а также вся женская половина населения.
  6.Иевусеи - хананейский народ, происшедший от внука Xамова, через Xанаана, Иевуса (Быт X:16).
  7.В 1 Пар. 21:25 говорится о 600 сиклях золота, уплаченных царем Орне за все это место. Представляется, что пятьдесят сиклей серебра, т. е. около 600 грамм, Давид уплатил лишь за волов и непосредственно за гумно, а 600сиклей золота (примерно 7 кг) он дал Орне за окружавшие гумно земли.
  8.Только став хозяином всего этого "места", соорудил Давид жертвенник Господу и принес всесожжение и мирные жертвы, выступив посредником между Богом и народом. Именно на горе Мориа готов был Авраам принести Богу сына своего Исаака (Быт. 22:2). А тысячу лет спустя, там же, на месте гумна Орны, воздвиг Соломой великолепный храм Иегове (1 Пар. 22:1; 2 Пар. 3:1).

Вверх