Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.1

Вторая Книга Царств, гл.1

Убежавший с поля сражения в Гелвуе сообщает Давиду о смерти Саула; Он убит на основании его признания, что он поразил Саула; Давид оплакивает смерть Саула и Ионафана.

Купить книги и CD

Два дня, как возвратился из похода
Давид, разбивший Амаликитян.
Здесь, в Секелаге горькие невзгоды
накрыли все дома Израильтян.
Ничто не уцелело от пожаров.
Дома отстроить нужно от земли.
Среди разрухи тяжкого кошмара
трудились днём и ночью, как могли.
На третий день пришёл к ним в Секелаг
один мужчина  с ужасом в глазах.

Разодрана одежда, прах дорожный
на голове. Он пред Давидом пал.
Давид спросил: « Ты кто»? А он тревожно
глядел, потом Давиду рассказал:
«Пришёл я из Израильского стана.
Народ бежал и умирал от ран.
Погибли там, сражаясь неустанно,
и царь Саул, и сын Ионафан».
На то сказал пришедшему Давид:
«Но, как ты знаешь, что Саул убит»?

Ответил отрок: «Был я на Гелвуе.
В бою случайно я туда попал.
И там я, головой своей рискуя,
ужасную картину увидал:
царя почти настигли колесницы
и всадники врагов-Филистимлян.
Они к царю слетались, словно птицы,
заполонив покинутый наш стан.
В тот миг Саул закончил бытиё –
упал свободно на своё копьё.

Но он не умер. Был смертельно ранен.
Он подозвал. К нему я подошёл.
«Ты кто? – спросил. «Я – Амаликитянин».
«Тебя Господь не зря сюда привёл, –
он прошептал, – Убей меня немедля.
Душа моя во мне ещё жива».
И я приказ исполнил, не помедлив.
В душе его последние слова.
Я смог с царём такое совершить,
поскольку знал: теперь ему не жить.

Постигло нас безмерное несчастье.
Пришёл Саула царствию конец.
Тогда я снял с руки его запястье,
а с головы снял царственный венец.
Сюда принес я это господину, –
рассказ ужасный завершил беглец. 1
Давида потрясла царя кончина,
как будто умер названный отец.
Он на себе одежды разодрал,
неудержимо, горько зарыдал

Все плакали, постились о Сауле,
Ионафане, павшем от меча,
народ Господень горько помянули.
Безмерно велика была печаль.
Давид спросил у отрока сурово:
«Откуда ты и кто твоя родня»?
В ответ сказал своё пришелец слово:
«Нужда к Саулу привела меня.
Я сын пришедших Амаликитян,
которых царь недавно принял в стан».

Давид сказал: «Как ты не побоялся
помазанника Господа убить?
В убийстве этом сам ты мне признался.
Отныне на земле тебе не жить»!
И подозвал Давид оруженосца,
и приказал: «Убей его тотчас».
Тот меч достал испытанный и острый
и заколол пришельца в тот же час.
Как сердце по утраченным болит
сказал плачевной песнею Давид.

И повелел Давид сынов Иуды
печальной «Песне лука» научить,
чтоб распевали все её повсюду,
как в книге Праведных она звучит:

Песня лука

Вся краса твоя, о, Израиль мой,
на высотах твоих сражена.
Когда сильные дали последний бой,
потускнела в крови она.
Когда сильные пали!

О кошмаре том пусть ни Аскалон
и ни Геф не услышат вовек,
чтоб не грел ваш стон Филистимских жён,
дочерей необрезанных тех.
Когда сильные пали!

Да не хлынет дождь, не сойдёт роса
на Гелвуйские горы года!
Да сгорит огнём этих гор краса,
не воскреснет вновь никогда!
Когда сильные пали!

Там повержен был самых сильных щит –
Щит Саула врагом поражён.
На Гелвуе царь неживой лежит,
будто не был помазан он.
Когда сильные пали!

Лук Ионафана, Саула меч
не спешили назад никогда
без раненых крови, победных сеч.
Они побеждали всегда.
Когда сильные пали!

Саул и царевич – любимый сын -
быстрее орлов, львов могучей.
Согласные в жизни своей, как один,
и в смерти своей неразлучны.
Когда сильные пали!

О, дочери Израильские!  Вас
Саул одел в виссон и багряницу,
и золотом одаривал не раз.
Теперь о нём лишь плакать и поститься.
Когда сильные пали!

Как пали сильные на брани той,
Ионафан сражён рукой врагов.
Он на Гелвуе, на горе крутой
за свой народ пролил на землю кровь.
О тебе скорблю, брат Ионафан!
Очень дорог ты был для меня.
Брат Ионафан, ты мне Богом дан.
Выше женщин любил я тебя.

Когда сильные пали названные,
погибло оружие бранное…
************************
  1.Сообщение этого человека расходится с тем, о чем читаем в 1 Царств и явно звучит как выдумка. Возможно, амаликитянином он назвался с тем, чтобы отвести возможное обвинение от себя как от израильтянина, что убил своего царя, помазанника Господня; но, может быть, он и в самом деле был "пришельцем"
  2.Свою скорбь по случаю смерти Саула и Ионафана Давид излил в "Песне лука"; существует предположение, что название этой плачевной песни, которой Давид повелел научить сынов Иудиных  "объясняется" в ст. 22, где говорится, что лук Ионафана ин меч Саула всегда были победоносны. Очевидно "плач Давида", или его песнь, вошёл в священные (к сожалению, утраченные) записи евреев, которые известны как книга Праведного. В нее же входил гимн, который пел в свое время Иисус Навин, торжествуя победу над "царями Аморрейскими"

Вверх