Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.30

Первая Книга Царств, гл.30

Амаликитяне поразили Сегелаг и увели в плен семейство Давида и других мужей; Давид погнался за ними и отнял у них всё забранное ими; Установлены закон и правило, как отныне делить добычу; Давид делится добычей со своими друзьями, старейшинами Иудиными.

Купить книги и CD

На третий день, когда Давид с мужами
ушли в поход, покинув Секелаг,
напали с юга Амаликитяне 1 –
извечный, беспощадный, лютый враг.
Их полчища сожгли несчастный город.
Людей и скот в пустыню увели.
Ведь все мужи, кто был силён и молод,
с Давидом вслед за Анхусом ушли.
И, возвратясь, увидели они
лишь пепел да последние огни.

И это горе дух мужей сломило.
Великий вопль вознёсся до небес.
И плакали, доколе сил хватило.
Надежды свет в сердцах у них исчез.
Давида жёны угнаны со всеми
Ахиноама Изрееля  дочь
и Авигея молят о спасенье,
но враг коварный их уводит прочь.
И весь народ скорбит в душе своей
о судьбах дочерей и сыновей.

Во всём Давида люди обвинили.
Его считал виновником народ.
Его едва камнями не побили
за то, что всех мужей увёл в поход.
Давид со всеми горем был задавлен,
но понимал, восставших на него.
И укрепился он, людьми оставлен,
надеждою на Бога своего.
Авиафара он к себе призвал,
нести ефод священный приказал. 2

Авиафар принёс ефод Двавиду.
Он Господа с надеждой вопросил:
«С успехом за врагом в погоню выйду?
Догнать и разгромить достанет сил»?
И сказано ему: «Иди. Догонишь.
и всё своё отнимешь у врага.
Ты честь свою в погоне не уронишь.
И поспеши – минута дорога»!
Давид пошёл и с ним шестьсот мужей,
чтоб жён отбить, обнять своих детей.

Шли день и ночь по каменной пустыне.
Надежды полон их усталый взор.
Пришли к реке. Она живёт и ныне –
струится к морю медленный  Восор. 3
Поток Восорский перейти не в силах,
слегли на землю двести человек.
Дальнейший путь загонит их в могилу.
Давид бы не простил себе вовек,
погнавши слабых в новый переход.
Четыреста продолжили поход.

В пустыне им попался Египтянин.
Он умирал – три дня ни ел, ни пил.
И хлеба и воды бедняге дали.
Он ел и набирался новых сил.
И смокв часть связки и изюму дали.
Он оправлялся прямо на глазах.
И уходили страхи и печали,
сверкала благодарности слеза.
«Откуда ты? – спросил его Давид.
И отрок, подкрепившись, говорит:

«Я Египтянин, раб у господина.
Начальник он у Амаликитян.
Я заболел. Был жив наполовину.
И брошен умирать в степи от ран.
А до того мы вторглись в часть Керети, 4
и в Иудею, к Халеву вошли. 5
В плену у нас и женщины и дети
Потом мы Секелаг огнём сожгли.
Там ныне не осталось даже стен.
А всех, кто жив, к себе угнали в плен».

Давид сказал: «Покажешь мне дорогу
до этих полчищ? Доведёшь до них»?
Ответил отрок: «Поклянись мне Богом,
что не лишишь ты милостей своих,
не умертвишь и в руки господина
меня не сдашь. Тогда я доведу».
«Не бойся, сохраню тебя, как сына, –
сказал Давид, – приют тебе найду».
Они пошли. И вот настали дни,
когда врага увидели они.

Там веселятся Амаликитяне,
Они едят и пьют по всей стране.
Не ведают, что к ним беда нагрянет,
какую не видали в страшном сне.
К ним в сумерки пришёл Давид с дружиной.
И ровно сутки поражал врага.
Секли, рубили с яростью звериной,
куда бы не ступила их нога.
Четыреста лишь юношей спаслись –
в пустыню на верблюдах унеслись.

Давид отнял всё то, что захватили.
Обеих жён здоровыми нашёл.
Добро и скот враги не расхитили,
пока дурман победы не прошёл.
И были живы женщины и дети.
И счастлив был, вернувший их народ.
Назад, к Восору, вышли на рассвете,
и гнали свой и обретённый скот.
И вот Восор. Знакомые места.
И люди - все оставленные там.

Здесь отдохнув, набравшись силы новой,
они навстречу радостно идут.
К грядущим битвам полностью готовы,
а в Секелаге ждёт их тяжкий труд.
Приветствовал Давид своих собратьев.
Но были люди, из ходивших с ним,
считавшие ту встречу злым проклятьем:
«Мы часть добычи им не отдадим, –
Набег одними нами совершён.
Пускай берут детей своих и жён, –

Так говорили злые эти люди.
Но обществу сказал тогда Давид:
«Давайте, братья, справедливы будем!
Господь творить бесчинство не велит!
Он сохранил нас и предал нам в руки
всё полчище, что было против нас,
дал это всё, избавил от разлуки.
Кто в этом деле станет слушать вас?
Добыча -  всё, что Богом нам дано,
должно на всех нас быть разделено.

Кто при обозе был и кто сражался –
все воевали на одной войне.
И тот, кто был в бою, и жив остался,
возможно, будет завтра в стороне.
Победа наша – общий наш успех.
Поэтому добытое богатство
отныне мы должны делить на всех.
И в этом наших душ святое братство!
Отныне я ввожу, – добавил он, –
такой раздел Израилю в закон».

В сожженный Секелаг Давид вернулся,
увяз в восстановительных делах.
Но тут же к Иудее повернулся –
старейшинам подарки разослал.
Сказал им: «Вот подарок из добычи,
отнятой у Господнего врага.
Я много лет томлюсь от вас далече,
но мне земля родная дорога!
Подарки эти шлю моей стране,
чтоб там не забывали обо мне»! 6

В Вефиль, Рамоф и в Иаттир отправил,
в Аропр, Шифмофу и в Естемоа.
И в города Кенейские направил.
И добрая пошла о нём молва.
И в Хорме, в Хорашане, и в Атахе
порадовал подарками старшин.
В Хеврон, во все места, где был он в страхе,
где он ходил с людьми и жил один.
И поняли Евреи, что Давид
по-прежнему свой край боготворит.
********************************
  1.Амаликитяне - кочевой народ Синайского полуострова. Несомненно, они хотели воспользоваться тем обстоятельством, что военные силы филистимлян и Давида были отвлечены в данный момент далеко на север.
  2.ефод - часть священнического одеяния, напоминавшая передник; на ефоде имелись священные предметы (или камни) – урим и туммим, которыми пользовались, чтобы узнать волю Божию, см. Исх. 28:30.)
  3.Поток Восор впадает в Средиземное море, к западу от Вирсавии. Находится в 35 км. от Секелага.
  4.Керети - название земли филистимлян.
  5.Часть Xалева - местность около Xеврона.
   6.Долговременное пребывание Давида за рубежом еврейской страны могло быть истолковано евреями в неблагоприятную для Давида сторону. Поражение давнишних врагов Израиля - амаликитян (Исx XVII:8-16) и присланный старейшинам подарок должны были убедить еврейский народ в том, что в отношении своих взглядов и чувств к родине Давид остается таким же, каким был и ранее. Кроме еврейских городов, подарки Давида были посланы и во многие зарубежные местности (вблизи южной и юго-восточной окраины еврейского государства), "где ходил Давид сам и люди его", в знак признательности за прежнее гостеприимство.

Вверх