Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.21

Вторая Книга Царств, гл.21

Требование Гаваонитян о мщении за зло, причиненное им Саулом; Давид Доставил им семь сыновей Саула, которых они повесили; Рицпа, мать двоих из них, своей верностью вызывает у Давида сожаление; Давид с почётом похоронил этих семерых, а также кости Саула и Ионафана; Главные у Давида в его войнах с Филистимлянами.

Купить книги и CD

Был голод на земле во дни Давида
Подряд три года всё неурожай.
И Господа спросил Давид открыто:
«За что караешь мой любимый край»? 1
И отвечал Господь: «Саула ради
и дома кровожадного его.
Он Гаваонитян убил и  платит
за смерть невинных всё его родство
И Гаваонитян призвал Давид:
«Я знаю, месть в душе у вас горит!

Что сделать мне, чтоб вы благословили
наследие Господне, что отдать? 2
Чем примирить вас, чтобы вы забыли
как дедам и отцам пришлось страдать?
Вы все сыны остатков Аморреев.
И встарь Израильтяне вам клялись,
что будете вы жить среди Евреев,
дадут вам хлеб и сохранят вам жизнь.
Но царь Саул по ревности своей
вас истребить хотел на склоне дней» 3

Ему сказали Гаваонитяне:
«Не нужно от Саула ничего.
И для себя мы требовать не станем
ни серебра, ни золота его.
Но выдай из потомков человека,
который нас губил и пожелал,
чтоб ни один отныне и навеки
в Израильских пределах не бывал,
семь человек, которых мы повесим
пред Богом в Гиве царской на холме.
Мы жаждем мести в сердце и уме»!

Подумав, царь ответил им: «Я выдам»!
И лишь Мемфивосфея пощадил.
Давид нарушить клятву был не в силах,
что он с Ионафаном заключил.
Двух сыновей у Рицпы взял. Их Рицпа
Саулу в царском доме родила.
Армон, Мемфивосфей – родные лица.
За грех отца их на смерть отдала.
И у Меровы взяли пять сынов. 4
Из дома увели, не тратя слов.

Мерова родила их Адриэлу.
Он был Верзеллия любимый сын.
В Мехоле вырос, ратное знал дело
Такой в зятьях Саула был один.
И Гаваонитянам с рук на руки
Давид их передал, как обещал.
Их увели на вечную разлуку.
И смертный час для отроков настал.
Вот на горе пред Господом все в ряд
семь отпрысков Сауловых висят.

Они убиты раннею весною,
когда ячмень для жатвы созревал. 5
Кружили птицы в небе над горою.
И крик ворон на пир их созывал.
И Рицпа, Айя дочь, взяла вретище
и разостлала тут же на горе,
и села здесь, и отгоняла хищных
огромных птиц и полевых зверей.
И от начала жатвы до дождей
она сидела с горестью своей.

И знала Рицпа, что Господь недаром
послал на землю тёплый дождь с небес.
Он снял проклятье. С громовым ударом
смертельный голод на земле исчез.6
И донесли Давиду всё о Рицпе.
И вспомнил он, что так же на виду
Саул и сын его, лишенный жизни,
висели в страшном гибельном году.
Пошёл он в Галаадский Иавис.
С ним близкие в дорогу поднялись.

Саула кости и Ионафана
у жителей Давид из гроба взял.
Их тайно сняли со стены Беф-Сана
когда в Гелвуе жизнь Саул отдал.
Царя похоронили вместе с сыном
в земле Вениаминовой родной.
В селенье Цела, в гробе Киса чинно
они с отцами обрели покой.
Повешенных там также погребли
в гробах Вениаминовой земли. 7

Всё сделано, что царь Давид задумал.
И снова милость Божья над страной.
Но на Израиль быстро и бесшумно
Филистимляне двинулись войной.
И вышли воевать Израильтяне.
Давид ходить в бои не перестал.
Но силы уж не те, что были ранее.
К последней битве царь Давид устал.
Тогда Иесвий – юный Рефаим 8
поднял своё копьё – сразиться с ним.

Копьём своим тяжёлым потрясая,
(все триста сиклей меди в том копье), 9
мечом своим огромным угрожая,
направил на царя он острие.
Но вовремя помог царю Авесса,
Саруин сын. Он к бою поспешил
и на своё копьё налёг всем весом,
и в сердце Рефаима поразил.
И от удара мощного того
пал великан, не сделав ничего.

И поклялись тогда Давида люди:
«Не выйдешь больше с нами на войну!
С мечом в руке ты выступать не будешь –
мы сами защитим свою страну!
Чтоб не угас Израиля светильник,
ты должен жить. Ты нужен нам живым!
Что мы одни пред Господом всесильным?
Через тебя завет народа с Ним»!
Но вновь и вновь полки Филистимлян
пытались одолеть Израильтян.

Война с Филистимлянами при Гобе.
Там Савохай Сафута поразил.
Два воина из сильных были оба.
Гигант Сафут из Рефаимов был.
 В другом сраженье Голиафа брата
с копьём огромным, как навой ткачей,
убил Елханан – ратников отрада,
кто славился весёлостью своей.
В сражении при Гефе вышел к ним
огромный шестипалый Рефаим.

Он вышел в поле и кричал, грозился,
и грубо поносил Израильтян.
Но этот дикий крик не долго длился.
Его сразил мечом Ионафан,
Сафая сын родной, Давида брата.
Так пали Рефаимовы сыны –
Филистимлян надежда и отрада,
что для сражений были рождены.
Повергнут враг. Окончена война.
Покоя жаждет мирная страна.
*****************************
  1.За то, что он умертвил (аморреев) Гаваонитян, которым евреи клятвенно обещались предоставить безопасное существование.
  2.Чтобы вы благословили наследие Господне и чтобы через то потомки давших клятву перестали испытывать наказание клятвопреступников.
  3.По ревности своей о потомках Израиля и Иуды, т. е. ревнуя о славе и безопасности евреев.
  4.Пять сыновей Меровы, сестры Мелхолы (1 Цар XVIII:19).
  5.В первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя, т. е. в половине апреля.
  6.Поведение Рицпы трудно поддается объяснению, если не исходить из того, что в гибели своих сыновей она видела не только отмщение гаваонитян, но и руку Божию, каравшую землю Израиля за грех Саула. То, что тела повешенных оставались на месте казни, пока не пролился дождь, очевидно, подразумевает, что они понесли на себе проклятие Божие, адресованное земле, ибо "проклят пред Богом всякий повешенный на древе" (Втор. 21:23). Посылая дождь, Бог "заявлял" о снятии проклятия, значит, тела можно было предать погребению. Оговоренное в законе, что тело казненного должно быть снято с дерева до захода солнца (Втор. 21:23), относилось к тому, кто был умерщвлен за свое преступление. В данном случае умерщвленные никакого греха не совершили. Но клятвопреступление, за которое Божий гнев излился на весь народ, требовало публичного воздаяния; расширенное значение свершившегося, его глубокая символика должны были быть усвоены народом.
  7.И донесли Давиду, что сделала Рицпа. Возможно, это напомнило царю, как в свое время филистимлянами были выставлены на постыдное обозрение тела погибших в Гелвуе Саула и Ионафана (1Цар. 31:11-13). И хотя их останки были взяты и захоронены жителями Иависа Галаадского, они все еще были далеко от родного города Саула - Гивы. И повелел Давид перенести туда кости Саула и кости Ионафана и собрали кости повешенных. И похоронили их в земле Веннаминовой в гробе Киса, отца Саула. И умилостивился Бог над страною после того
  8.Под Рефаимами разумеются древние первообитатели Xанаана, отличавшиеся большим ростом и необыкновенной силой
  9.т. е. более чем из 8 кг.

Вверх