Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.19

Первая Книга Царств, гл.19

Ионафан говорит доброе о Давиде и вынуджает Саула дать клятву, что он не умертвит его; Саул снова пытается погубить Давида, а Мелхола помогает ему скрыться; Давид спасся в Раме у Самуила и его сонма пророков; Даже Саул во пророках.

Купить книги и CD

И говорил Саул Ионафану
и к слугам обратился он своим:
«Пришла пора – не поздно и не рано –
Давида умертвить настали дни»!
Но царский сын всегда любил Давида
и друга обо всём предупредил:
«Ты в тайном месте нашем будь укрытым, –
Ионафан Давида попросил, –
а я с моим отцом поговорю –
про честь твою и храбрость повторю».

И так Ионафан сказал Саулу:
«Да не грешит против Давида царь!
Давид, твой раб, с дороги не свернул он,
громил твоих врагов, как было встарь.
И для тебя дела его полезны.
Израиль наш и Господа любя,
он бил Филистимлян, когда полезли,
и подвергал опасности себя.
Господь его рукой Израиль спас,
он побеждал в боях уже не раз!

И радовался ты его победам.
Зачем же ныне хочешь согрешить –
невинной крови дать мечу отведать
и друга без причины умертвить»?
И царь молчал и слушал голос сына.
Потом Саул поклялся: «Жив Господь,
Давид не будет тронут без причины,
а ярость попытаюсь побороть».
Ионафан Давида вновь призвал,
слова царя ему пересказал.

И вновь к Саулу он привёл Давида.
Прошла, как туча страшная беда,
и кровь невинных не была пролита
и при царе стал жить он, как всегда.
И в это время вновь Филистимляне
нарушили Израиля покой.
И вновь Давид в пылу кровавой брани
разбил врага недрогнувшей рукой.
С победой возвратился он домой.
А там Саул от гнева сам не свой.

Злой дух от Бога на Сауле снова.
И он сидит, копьё в его руке.
Со слугами не молвит он ни слова,
витая духом где-то вдалеке.
Давид играл рукой своей на струнах.
Хотел утешить, принести покой.
И звуки звонких гуслей многострунных
легко лились серебряной рекой.
Но вдруг Саул решил копьё пустить –
хотел Давида к стенке пригвоздить.

Тот отскочил и убежал, спасаясь.
Копьё застряло накрепко в стене.
Давид пришёл домой, не опасаясь,
решил: «Теперь опасность в стороне».
Но слугам приказал Саул безумный
Давида возле дома подстеречь
и до утра убить его бесшумно.
И вновь умолк, свою закончив речь.
И слуги нежеланный тот приказ
пошли покорно выполнять тотчас.

Но чует сердце женское Мелхолы –
Давидовой супруги молодой,
что  нрав царя безумный и тяжёлый
грозит Давиду новою бедой.
Она в слезах предупредила мужа:
«Ты должен скрыться. Сердце говорит,
что, если не спасёшь сегодня душу,
ещё до завтра будешь ты убит»!
И собрала еду ему она,
и выпустила мужа из окна.

Сама же быстро статую богини
втащила на постель, где спал Давид,
накрыла шкурой голову святыни,
накинула одежду – будто спит.
И тут явились слуги от Саула,
чтоб взять Давида, отвести к царю.
Но их Мелхола в дом царя вернула:
«Он тяжко болен. Верно говорю, –
сказала слугам мудрая жена, –
Больного мужа не лишайте сна».

И вновь Саул отправил за Давидом.
Велел его найти и осмотреть,
к нему доставить на постели, скрыто:
«Давид сегодня должен умереть»!
И снова слуги у Давида в доме.
В постели только статую нашли.
И никого, жены Давида кроме.
Они к царю Мелхолу привели.
Пришли, когда к утру катилась ночь.
И грозно царь спросил Мелхолу - дочь:

«Зачем, скажи, меня ты обманула?
Врага ты отпустила моего»!
И женщина ответила Саулу:
«Но не могла я удержать его!
Велел он отпустить его немедля
в неведомый, таинственный поход.
Сказал, что, если вскрикну, не помедлит –
своей рукой безжалостно убьёт!
И как я удержать могла врага?
Я дочь твоя, но жизнь мне дорога»!

И убежал Давид, и спася в Раме.1
У Самуила он нашёл приют.
Ведь Самуил по духу близкий самый.
Его беду другие не поймут.
В Навафе стали жить они, что в Раме
даёт пророками пищу и приют.
Дух Божий здесь витает, как во храме.
Здесь славословья Господу поют.
Саул об этом только лишь узнал,
как за Давидом слуг своих послал.

Едва лишь к месту слуги подоспели,
как Божий Дух сошёл на них с небес.
И со слезами на глазах запели,
и злой порыв в сердцах у них исчез.
Когда Саулу донесли об этом,
других он слуг послал Давида взять.
Но тех в Навафе встретили приветом.
И стали вместе гимны распевать.
И мощным хором там руководил
седой пророк - священник Самуил.

И третью группу слуг Саул отправил.
Но те, любя Давида всей душой,
пришли в волненье. Иегову славя,
слились с другими в радости святой.
Узнав об этом, сам Саул поспешно
пошёл, взяв слуг, Давида захватить.
У Сефы, где источник бьёт, прилежно,
черпали воду путники в пути.
Спросил Саул: «Скажите, где Давид»?
«В Навафе с Самуилом он гостит».

Тогда Саул пошёл в Наваф, что в Раме.
И Божий Дух спустился на него.
И позабыл он о душевной ране,
и прославлял он Бога своего.
Когда же он в Навафе появился,
услышал вдохновенный хор мужей,
он будто бы душой переродился -
кошмарами измученной своей.
И сняв одежды в забытье он впал.
И день и ночь в Навафе пролежал. 2

И видели царя среди пророков,
и думали: к их сонму он примкнул,
и говорили с умыслом глубоким:
«Неужто во пророках и Саул»!?
*****************************
 1. "Наваф" переводится обыкновенно как собственное имя и, вероятно, действительно употреблялось как собственное имя; но оно, по всем признакам, заключает в себе нарицательное понятие, соответствующее тому, что у нас называется "общежитием"; некоторые толкователи слово "Наваф" переводят "пастушеский дом, гостиница", а халдейский переводчик - "дом учения". Имея ввиду, что в Навафе был сонм пророков, можно думать, что Наваф был общежитием, питомником, "seminarium'oм" сынов пророческих в Раме Самуиловой (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 92-93, прим. ).
  2.Обаяние сонма пророков было настолько велико, что его не избежал и сам Саул.

Вверх