Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.18

Вторая Книга Царств, гл.18

Войско Давида выступает против войска Авессалома, Давид повелевает всем сберечь жизнь его сына; Войско Авессалома поражено и обратилось в бегство; Он сам запутался волосами в ветвях дуба и был поражён Иоавом; погребён в лесу; Ахимаас и Хусий приносят Давиду весть о победе и о смерти Авессалома: Печаль Давида об Авессаломе.

Купить книги и CD

И осмотрел Давид людей, что с ними.
И тысяченачальников назвал,
и точными приказами своими
всех сотников для войска указал.
И треть людей он отдал Иоаву,
Авессе под начало третью часть,
а треть Еффею отдал под управу.
И полную они имели власть.
И царь сказал: «Я поведу войска.
Цена победы очень высока».

«Нет, оставайся, – возразили люди, –
Ведь если и отступим, то народ
за пораженье то считать не будет,
и если половина нас умрёт –
не обратят особого вниманья.
Но десять тысяч стоишь ты один.
И если ты погибнешь, то признанье
твоим врагам заклятым отдадим.
И будет лучше, знаешь это сам,
чтоб ты отсюда помогал бы нам».

И царь с разумным планом согласился.
Пошёл и встал у городских ворот.
Со всеми воеводами простился,
и на войну сам провожал народ.
Военачальникам своим сказал он:
«Авессалома я велю сберечь»!
Все слышали, и всем понятной стала
его о сыне пламенная речь.
И вот сошлись с оружьем навесу.
войска врагов в Ефремовом лесу.

И взяли верх в бою рабы Давида.
В сраженье даровал Господь успех.
Израильтян в тот день в лесу убито
примерно двадцать тысяч человек.
По всей лесной стране сраженье длилось
весь день. И в тёмных чащах вековых
Израильтян не меньше погубили,
чем острый меч унёс в бою из них.
Бегущих глубь лесная не спасла –
в засадах смерть там каждого ждала.

Бежал Авессалом верхом на муле,
спасаясь от Давидовых рабов.
Он понял: дни величия минули,
и к участи печальной был готов.
И жизнь спасая, кинулся он в рощу
огромных и развесистых дубов,
В зелёной тьме под сенью их на ощупь
нырнул он под спасительный покров.
И рвётся сердце, полное тревог,
и скачет мул, не ведая дорог.

Но, вдруг, рывок. В глазах его темнеет:
то волосы роскошные в ветвях
запутались, обвившись словно змеи.
А мул умчался и исчез в кустах.
Авессалом меж небом и землёю
повис, от дикой боли зарыдав.
Его заметил некто и стрелою
летит к поляне, где был Иоав.
И ратник господину рассказал,
кого в лесу на дереве узнал.

Гибель Авессалома
 
Гибель Авессалома

«Зачем ты не поверг его на землю?
Я дал бы десять сиклей серебра, –
промолвил Иоав. – Что нынче дремлешь?
Убить врага пришла теперь пора»!
«Да если бы сейчас мне положили
и тысячу на руки, чтоб убил
я сына царского, хоть злато предложили,
то и тогда б его не погубил, –
ответил ратник, – Царь при всех сказал:
«Чтоб сын Авессалом не пострадал»!

И если бы я поступил иначе
с опасностью для жизни и убил,
то царь узнал бы это и, тем паче,
меня бы в смерти сына обвинил.
И ты бы поддержал царя, конечно,
восстал бы против своего раба.
Нет, выполняю долг я безупречно:
пролить царёву кровь мне не судьба»!
«С тобой не стану медлить, ты ведь прав, –
сказал ему на это Иоав.

Взяв лук и стрелы, подошёл он к дубу.
В его ветвях висел Авессалом.
И три стрелы безжалостно и грубо
всадил ему в живое сердце он.
И десять отроков его стащили
на землю с распрямившихся ветвей.
И на земле мечом его добили.
И умер вместе с ревностью своей.
А Иоав трубою затрубил
и войско из погони возвратил.

Щадя народ, он прекратил погоню.
Авессалома бросили в лесу,
в глубокой яме тело упокоив.
Вот камни, чтоб укрыть его, несут.
И наметали каменную гору
над свежею могилою его.
Израильтяне разбежались вскоре,
в лесу царя оставив своего.
Но думал он об имени судьбе,
и памятник поставил сам себе

В долине царской (так гласит былина),
для памятника место он нашёл.
Он говорил: «Ведь у меня нет сына,
чтоб было имя продлено моё»!
Он столп из мрамора велел поставить.
Своим его он именем назвал.
Себя в веках он тем желал прославить,
чтоб мир Авессалома вспоминал.
И по сей день стоит на месте том
его гробница -  «Царь Авессалом». 2

Ахимаас в то время  Иоаву
сказал: «Я побегу сейчас к царю.
Я извещу его о том, что честь и славу
судом своим Господь вернул ему.
Он от руки врагов его избавил»!
Но Иоав ответил: «Не спеши
Ведь сын его сегодня свет оставил,
и эта весть – отрава для души!
Царь гибель сына может не простить,
и добрым вестником тебе не быть».

Но Иоав послал гонца другого.
То Хусий был – Давидов раб кушит
«Что видел сам, царю ты скажешь слово».
И вот гонец в Маханаим летит.
Ахимаас к царю стремится снова.
«О, сын мой, отвечает Иоав,  –
зачем спешишь с ты с новостью суровой?
Ведь знаешь ты царя горячий нрав»!
«Ты прав, – ответил отрок, – не сужу,
но лучше я всю правду расскажу»!

«Ну, что ж, беги, – сказал военачальник.
Ахимаас помчался напрямик.
Он с вестью и отрадной и печальной
скорей, чем  Хусий, города достиг. 3
Давид в тот час меж двух ворот высоких
известий ждал, поникнув головой. 4
Тут стражник видит: в поле одинокий
бежит к воротам ратник молодой.
И сторож известил царя о том.
Давид же думал только об одном,

Чтоб сын Авессалом в живых остался.
Промолвил царь: «Он принесёт нам весть».
Но вот второй за первым показался
Подумал царь: «И этот будет здесь».
«Ахимааса узнаю я в первом, –
воскликнул стражник, то Садоков сын»!
«Как хорошо, – подумал царь, – уж верно
он добрый вестник, Господом любим».
Склонился пред царём Ахимаас.
Воскликнул: «Мир! – не поднимая глаз.

«Благословен Господь, твой Бог могучий, –
поднявшись, гордо он царю сказал, –
Он разогнал, как ветер злые тучи,
всех тех, кто руку на царя поднял»!
«Благополучен ли, ответь скорее,
бунтующий мой сын Авессалом»?  –
спросил Давид, – всю правду, не жалея,
поведай мне, а про бои потом».
И отвечал царю Ахимаас:
«Когда мне Иоав отдал приказ

к тебе бежать с победной славной вестью,
возникло там волнение одно.
Но неизвестно мне, каким известьем,
какой причиной вызвано оно».
Давид сказал: «Бежит, я вижу, Хусий.
Что ж, отойди и стань там в стороне.
А Хусий в выраженьях безыскусен:
«Победа царь! Победа на войне!
Господь тебя избавил от врагов!
Сгубил восставших на тебя рабов»!

«Благополучен ли, ответь скорее,
бунтующий мой сын Авессалом»?  –
спросил Давид, – всю правду, не жалея,
поведай мне, всё прочее - потом».
И Хусий отвечал царю: «Да будет
с врагами господина моего,
кто зло в своей душе к нему разбудит,
что отрока постигло твоего»!
Давид, как поражённый громом, встал.
Пошёл к себе. И шёл он и рыдал:

«Мой сын Авессалом! О, сын мой, сын мой!
Кто вместо сына мне послал бы смерть?
Дитя родное от жены любимой,
Авессалом! Хочу я умереть»! 5
****************************
  1.Давид привел свое войско в боевую готовность в преддверии неизбежного столкновения с Авессаломом. Трех военачальников поставил он над своими людьми — Иоава, брата его Авессу и Еффея Гефяннна.
  2.В окрестностях Иерусалима, в долине Иосафата, и по сие время существует памятник, носящий название Гробницы Авессалома. По свидетельству ученых, еврейские раввины с древних времен приказывали родителям непослушных детей водить последних в долину Иосафата, к Гробнице Авессалома, и, рассказав им историю непокорного сына Давидова, заставлять их бросать в памятник камни (Гейки, "Святая земля и Библия").
  3.Когда Ахимаас, один из курьеров Давида, заявил о своем желании первым сообщить царю о победе его воинства, Иоав воспротивился этому. Может быть, он хотел повременить с извещением царя о смерти его сына, а, может быть, тревожился о юном вестнике — Ахимаасе: ведь приносящий дурное известие рисковал жизнью. Вместо него, Иоав послал Хусия. Тут имеется в виду не советник царя Хусий, а кто-то другой. Многими, в частности, переводчиками Библии на английский язык, это слово прочитано было как "кушит", т. е. раб или наемник из Эфиопии (древнее название ее — земля Куш). Можно предположить, что посланный Иоавом человек был известен Давиду. А, может быть, он был менее ценен в глазах Иоава. чем сын священника (Ахимаас). В конце-концов Ахимаас тоже получил разрешение отправиться к царю и, избрав кратчайший путь, опередил Хусия.
  4.Между двумя воротами городской стены - внешними и внутренними.
  5.Помимо смерти первого младенца, рожденного Вирсавией, царь Давид был наказан за свой грех насильственной смертью двух взрослых своих сыновей: Амнона и Авессалома.

Вверх