Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.8

Первая Книга Царств, гл.8

Просьба старейшин Израиля к Самуилу поставить им царя; Господь повелевает ему сделать это; Самуил предупреждает, чего им это будет стоить, но они продолжают требовать царя.

Купить книги и CD

Вот старость подступила к Самуилу.
Тогда поставил он своих сынов,
покуда у него остались силы,
судить Израиль правдою отцов.
Вдали от дома судьями ходили
два сына Иоиль и Авия
И местом, где они людей судили
была далёкая Вирсавия.
И каждый сын по-своему судил.
Совсем не так, как их отец учил. 1

Они подарки брали и превратно
судили обратившихся людей.
Законы обходили безоглядно,
сойдя с отцовых праведных путей.
Старейшины Израиля собрались
и в Раму к Самуилу все пришли,
сказали: Сыновья твои зазнались,
не праведной дорогою пошли.
Пророком ты являешься не зря –
поставь над нами сильного царя! 2

Хотим, чтоб он судил нас справедливо,
чтоб был Израиль, как любой народ,
который то печально, то счастливо
под царским словом на земле живёт.
Услышал эту просьбу Самуил
и стало на душе его тоскливо. 3
Он к Господу молитву обратил,
и ждал Его ответа терпеливо.
Господь ему ответил в тот же час:
«Послушай и прими народный глас.

Ведь не тебя сейчас они отвергли.
Они отвергли одного Меня,
чтоб царствовал над ними некто смертный,
и, чтобы не царил над ними Я.
Они с тех дней, когда Я их из плена
Египетского вывел до сих пор,
всегда так поступали неизменно,
со мною прерывая разговор.
К другим богам и с жертвой и с мольбой,
а ныне поступают так с тобой.

Итак, послушай голос их и тут же
представь и объяви права царя,
дабы решали, так ли царь им нужен,
померным ли желанием горят»?
Пересказал всё Самуил народу,
и рассказал о царских им правах –
про жизнь и труд, про войны и свободу,
которая пока ещё жива.
И говорил он о правах царя,
пока взошла  вечерняя заря:

«Тот царь, что будет царствовать над вами
к себе возьмёт всех ваших сыновей,
к своим он колесницам их приставит,
вооружит, усадит на коней.
Начальниками сделает немногих,
из самых приближённых, верных лиц –
оружие ковать, стеречь чертоги
и делать весь прибор для колесниц,
и царские возделывать поля,
следить, чтоб урожай дала земля.

Он ваших дочерей возьмёт для дела,
чтоб масти составляли для него,
чтоб кушанья готовили умело
и хлеб пекли служителям его.
Он лучшие поля и ваши нивы,
масличные сады и виноград,
которыми владеете счастливо,
у вас возьмёт и евнухам отдаст.
И от посевов ваших и садов
он десятину отобрать готов.

Рабов, рабынь, ослов себе возьмёт он
и на свои дела употребит.
И часть всего, что нажили вы потом,
и вас в своих рабов он превратит.
И вы тогда восстанете, как туча,
на избранного вами же царя.
Но не ответит вам Господь могучий.
к Нему тогда взывать начнёте зря.
Я всё сказал, что Бог мне говорил, –
слова свои закончил Самуил. 4

Народ в ответ: «Пусть будет царь над нами!
Как прочие народы жить хотим!
Пусть судит нас, решает всё и правит!
Войну ли мир – достойно встретим с ним!
И слушал Самуил тот глас народный,
и Господу всё вслух пересказал.
Господь ответил: «Выбор их свободный.
Поставь царя им. Царства час настал».
С тем по домам старейшин отпустил
седой пророк Еврейский Самуил.
*******************************
  1.Вирсавия - город вблизи южных границ Xанаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы  в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила.
  2.Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.
  3.Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа. Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю.  К тому же, прося себе царя, евреи выразились: "как у прочих (т. е. языческих) народов".
  4.Самуил начертал не статут власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

Вверх