Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.2

Первая Книга Царств, гл.2

Xвалебная песнь (псалом) матери Самуила – Анны; Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия;. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия.

Купить книги и CD

И молилась Анна и говорила:

Я счастлива сейчас, лишь только вспомню,
что сделал для меня Господь, наш Бог!
Теперь никто с укором не припомнит
бесплодие моё, мой тяжкий рок.
Господь послал достоинство и силу,
избавил от мучительных оков.
Я полную свободу получила
злословье отражать своих врагов.
Я радуюсь дарованной судьбой -
спасением, мне явленным Тобой!

Нет никого святее во вселенной, 1
и нет твердыни крепче и мощней,
чем Ты, Господь – надежда и спасенье,
Создатель света, жизни и людей.
Надменных вы речей не умножайте.
Пред мудростью Его склонитесь ниц.
В руках у Бога всё! Вы твёрдо знайте –
пути Господни не блюдут границ.
И бесконечным разумом своим
стоит над Божьим миром Он один!

И мысли и дела Ему подвластны.
И сильных Он унизит и сомнёт,
и слабых Он своей безмерной властью
наполнит силой, к славе поведёт.
И сытые за хлеб трудиться станут,
голодных Он на отдых отошлёт.
Бесплодная рожать не перестанет,
а многодетной прекратится род.
Кого-то смерти предаёт Господь,
а чью захочет,  оживляет плоть.

Одних Он в преисподнюю низводит,
других возводит к свету, в небеса.
Из брения Он бедного выводит
и с нищими творит Он чудеса –
в наследие даёт престолы славы,
с вельможами земли сажает их.
Господь – основ создатель величавых.
Вселенную Он утвердил на них.
Стопы святых своих Господь блюдёт.
Во тьму Он беззаконных низведёт.

И крепок человек не грубой силой,
а кротостью и правдою души,
что жизнь его во мраке осветила
и не дала святое заглушить.
И всех, кто препираться с Ним захочет,
Господь сотрёт велением своим.
Как  гром небесный, глас Его рокочет!
Они падут, склонившись перед Ним.
Судить Он будет все концы земли.
Не скрыться от суда Его вдали.

И крепость даст Господь царю народа –
помазаннику даст Он Своему.
И долгие царить он будет годы,
и будет верен Богу одному». 2
Елкан и Анна возвратились в Раму.
При Илии-священнике их сын
отныне отрок, долгожданный самый,
служить остался Господу один.
Не ведает он в скромности своей,
что ждёт его за вереницей дней.

А Илия сыны – плохие люди.
Законов Господа не признают.
Они безбожно презирают суть их.
Своим утехам волю воздают.
При мирных жертвах, прежде, чем сжигают
на жертвеннике перед Богом тук,
они нахально мясо отнимают,
сырое мясо у людей из рук.
Кто возражал им, молвили тому:
«Не дашь мне сам, я силою возьму»! 3

И грех они пред Господом свершали
Великий грех – крушение основ:
от жертвоприношений отвращали
еврейских, Богу преданных сынов.
А отрок Самуил служил усердно.
Пред Господом носил льняной ефод, 4
что Анна шила с радостью безмерной
и приносила сыну каждый год.
За сына Илий их благодарил.
Елкану с Анной он благословил.

Благословляя, он сказал Елкане;
«Да даст тебе Господь ещё детей
взамен сего, что вы с женою Анной
на службу Господу отдали для людей»!
И снова Анну посетил Всевышний,
и раз за разом зачала жена:
трёх сыновей, двух дочерей для жизни
на радость мужу родила она.
При скинии остался Самуил.
Он возрастал и Господу служил.

А Илий постарел. Теперь он знает
всю правду о распутных сыновьях:
что всех мужей на службе обижают,
и с жёнами собравшимися спят.
И он сказал им: «Что же вы творите?
О вас хула идёт не первый год!
Побойтесь Бога, тотчас прекратите
дурным примером развращать народ!
Не ждал сего, когда, в недобрый час,
священниками здесь поставил вас.

Ведь, если только против человека
один из нас по жизни согрешит,
молитву пред Господом от века
возносят, и Господь его простит.
Но, если согрешает против Бога,
кто будет ходатаем за него?
Тогда во тьму ведёт его дорога,
возмездие во мраке ждёт его».
Но те отцу не стали и внимать.
И смерти их решил Господь предать.

При доме Господа служил с душою,
сил набирался юный Самуил.
У Господа и у людей большое
благоволенье отрок находил.
И Божий человек в Силом явился
и Илию у Скинии сказал:
«Так говорит Господь: не Я ль открылся
колену Левия, когда народ страдал
и был в Египте злом порабощён,
когда евреев мучил фараон?

И не избрал ли твоего отца Я
священником двенадцати колен,
чтоб служба неизменная святая
левитами велась без перемен.
Чтоб восходил он к жертвеннику строго,
чтоб воскурял священный фимиам,
в ефоде чтоб являлся перед Богом
и в Скинию входил, как входят в храм?
Не дал ли дому твоего отца
от жертвенного каждого тельца?

Так что же ты ногами попираешь
все жертвы, приношения Мои?
И почему ты Мне предпочитаешь
с пути свернувших сыновей своих,
начатками народных приношений
бесстыдно утучняя лишь себя,
а Мой народ – Израиль, без сомнений,
с презреньем развращая и губя? 5
А посему, хочу, чтоб ты узнал,
слова, что сам Господь тогда сказал:

«Твой дом и дом отца  навеки будут
ходить отныне пред лицом Моим.
Левиты до конца времён пребудут,
и жертвенный огонь неугасим.
Теперь, – сказал Господь, – увидят люди –
придут в Израиль роковые дни:
Я славящих Меня не позабуду,
бесславящие – все посрамлены.
Твоим потомкам счастья не видать:
до старости все станут умирать.

Ты будешь видеть бедствия жилища
святого Моего, и всё при том,
что Бог благотворит Израилю. Всевышней
бдит о народе избранном Своём.
Но в доме у тебя не будет старца. 6
Ничья не поседеет борода
Знамение тебе: сыны – красавцы
уйдут одновременно навсегда.
От Скинии тебя не отрешу,
но долголетье  в дом твой не впущу.

И верного священника поставлю
по сердцу Моему, душе Моей.
И дом его Я укреплю, прославлю,
и утвержу его на много дней.
И всякий, кто останется от дома,
наказанного Мною, твоего –
и ближний и далекий твой потомок
придёт молить о милости его:
о должности левитской, чтобы впредь
и жить и пропитание иметь.
********************************
  1.Обращение к людям, которые, по своей дерзости и неведению путей Божиих, упрекали Анну ее бесплодием.
  2.В ближайшем смысле здесь разумеется возлюбленный и прославленный Богом царь евреев Давид, а также его сын и преемник - могущественный и славный Соломон (1 Цар VII; 1 Пар XVII).
Xвалебно-пророчественная песнь матери Самуиловой Анны легла в основу третьего ирмоса церковных канонов.
  3.Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные (Лев VII:11, 21, 29-34; Втор XVI:11).
  4.Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота (Исх XXVIII). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1 Цар XXII:18), или по особому случаю религиозной важности (2 Цар VI:14). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении.
  5.По закону Моисея (Исх XXIII:19; Лев XIX:23-24; XXIII:10-14, 16-17; Чис XVIII:12 и др. м. ), евреи обязаны были доставлять к скинии первые плоды своей жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, часть от шерсти овец и т. п. для содержания членов колена Левия.
  6.т. е. потомки Илия будут умирать, не достигнув старости
  7.В ближайшем смысле разумеется переход первосвященства из дома Илия (род Ифамара) в дом Садока (род Елеазара).

Вверх