Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.7

Первая Книга Царств, гл.7

Ковчег оставлен в Кириафиариме лет двадцать; Самуил увещевает Израиля обратиться к Господу и собирает его в Массифу для поста и жертвоприношений; Поражение Филистимлян, камень Авен-Езер, Самуил – судья.

Купить книги и CD

Из города Кириафиарима
ковчег забрали жители его
оттуда, где за грех неотвратимо
пришло возмездье Бога самого.
Ковчег Господень в дом Аминадава,
что на холме высоком, водружён.
А сын его Елеазар, по праву,
в хранители ковчега посвящён. 1
И двадцать лет прошли – за годом год.
И обратился к Господу народ.

К Израилеву дому в это время
с речами обратился Самуил.
И обошёл он всё родное племя,
и с каждым из народа говорил:
«Когда всем сердцем Господа зовёте,
то удалите всех чужих богов!
Лишь в Нём одном спасение найдёте
Лишь Он народ избавит от врагов!
Расположите к Господу сердца,
Ему храните верность до конца»!

Израильтяне так и поступили:
Они своих Ваалов и Астарт
из дома, и из жизни удалили,
отныне к Богу обращён их взгляд.2
И Самуил сказал Израильтянам,
чтоб все они в Массифу собрались.
И он своей молитвой неустанной
попросит Бога дать им хлеб и жизнь.
Помолится, чтоб их Господь простил
и тяжкие грехи их отпустил.

В Массифу собрались Израильтяне
и каялись пред Господом своим,
и черпали водицу утром ранним,
с молитвой проливая перед Ним.
Постились в этот день и говорили:
«Мы тяжко перед Господом грешны.
Мы нашего Спасителя забыли,
и нет на свете более вины»! 3
И в эти дни в Массифе Самуил
сынов Израилевых праведно судил.

Когда услышали Филистимляне
про полный сбор Израиля сынов,
они решили, что на поле брани
народ Еврейский выступить готов.
И на Израиль двинулись, как туча,
и напугали тем Израильтян.
И Самуил воззвал: «Господь могучий!
Спаси нас от руки Филистимлян»!
Ягнёнка он, лишь это произнёс,
во всесожженье Господу принёс.

И эту об Израиле молитву
Господь услышал в милости Его.
Филистимляне в тот же час на битву
пришли в Израиль поразить врагов.
И тут Господь обрушил гром небесный,
и ужас на язычников навёл.
Филистимляне из полей окрестных
бежали в страхе кто куда нашёл.
Израильтяне догоняли их
и побивали недругов своих.

И выйдя из Массифы, гнали споро
и поразили множество врагов
до памятного места под Вефхором.
И там лишь перестала литься кровь.
И Самуил взял камень и поставил
меж Сеном и Массифой этот знак.
До этих мест вела их Божья слава,
и с помощью Его повержен враг.
А камень – Божьей помощи пример,
пророк тогда назвал Авен-Езер. 4

Итак, усмирены Филистимляне,
Теперь не станут более ходить
в пределы, где живут Израильтяне.
Не даст Господь злой умысел свершить.
Все дни, когда судил Израиль
пророк Господень верный Самуил,
Бог в мире жить врагов его заставил,
и мир на этих землях сохранил.
Возвращены Израилю тогда
захваченные теми города.

От Гефа самого до Аккарона
с пределами, из рук Филистимлян
все города с селеньями законно
отныне вновь в руках Израильтян.
И заключили в эти дни Евреи
союз с одним из старых их врагов.
Теперь Израиль с войском Аморреев
сражаться общей силою готов.
И был в те дни судьёю Самуил.
Всю жизнь свою Израиль он судил.

Из года в год в Вефиль, Галгал, Массифу
он приходил и там судил людей.
И обходил он омуты и рифы
бесстрастной справедливостью своей.
Потом всегда он возвращался в Раму,
в свой дом, и в нём Израиля судил.
И жертвенник в краю любимом самом
построил сам и жертвы приносил.
Он там молился и важней всего
общенье с Богом было для него.5
*******************************
  1.На основании 1 Пар XV:10-11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия.
  2.Прибытие ковчега в Кириафиариме и установление его там надолго явно указывало на то, что Бог – вновь среди Своего народа, с тем, чтобы защищать его от врагов и благословлять. Однако милость Божия не простым присутствием ковчега гарантировалась, в чем Израиль мог убедиться, проиграв битву при Афеке, а подчинением народа воле Бога, Который избрал этот ковчег местом Своего пребывания; в этом была суть. Из этого и следующего стихов явствует, что ковчег находился в Кириафиариме... лет двадцать к тому времени, как Самуил обратился к народу со своим первым (зафиксированным в Библии) обращением. Если исходить из того, что в Кириафиарим ковчег попал вскоре после битвы при Афеке (1104 г. до Р. X.), то он действительно оставался там чуть более ста лет – пока не был перенесен Давидом в Иерусалим, в первый год царствования его (1003 г. до Р. X.; см. 2Цар. 5:5; 6:1-11). 7:3-4. Итак, Самуил обратился к израильскому народу с призывом доказать свою отныне верность Господу, удалив из своей среды... богов иноземных... Ваалов и Астарт – с тем, чтобы служить одному Господу. Множественное число, в которое поставлены здесь Ваал и Астарта, указывает на множество местных святилищ этих ханаанских божеств природы. Ваал, который считался сыном Эля (возглавлявшего пантеон ханаанских богов), или сыном Дагона (божества месопотамского), был в глазах своих почитателей богом грома и дождя, «ответственным» за ежегодно возобновляющееся плодородие земли. Астарта, богиня любви и одновременно – войны, которой «соответствовали» вавилонская Иштар и греческая Афродита, очевидно, выступала (совместно с Ваалом) и как богиня плодородия. Посредством их «супружеской связи» земля таинственным образом ежегодно переживала омоложение, плодонося и давая жизнь всему, что на ней.
  3.Самуил призвал всех Израильтян собраться в Массифу (километрах в десяти на север от Иерусалима) и там молился о них. И черпали воду, и проливали пред Господом – очевидно, в знак слезного сокрушения перед Ним о своих согрешениях (ср. с выражением в кн. Плач Иеремии: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа!» – Плач. 2:19; см. там же 1:16; 2:11, 12,18).
  4.В ознаменование победы Самуил поставил памятный камень между Массифою и... Сеном (местонахождение не установлено) и назвал этот памятник Езер, т. е. «камень (Божией) помощи». Этим, очевидно, был положен конец филистимской оккупации земли Израиля (хотя позднее они вновь неоднократно нападали на евреев;
  5.В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого "Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей". Спб., 1885).

Вверх