Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.15

Вторая Книга Царств, гл.15

Авессалом «вкрадывается» в сердца Израильтян; Составил сильный заговор в Хевроне против жизни Давида, который убегает из Иерусалима со своим двором, кроме Садока и Авиафара с их сыновьями, и Хусия, чтобы он стал советником Авессалома и осведомлял обо всём Давида.

Купить книги и CD

Авессалом жил в Иерусалиме.1
Завёл он колесницы, лошадей.
Старался обещаньями своими,
расположить к себе сердца людей.
И пятьдесят завёл он скороходов,
а утром при дороге у ворот
в любую, подходящую погоду
встречал к царю стремящийся народ.
И всем, кто с тяжбой шёл к царю на суд,
он говорил: «Тебя здесь не спасут!

Ведь у царя ни времени, ни дела
до тяжбы справедливой нет твоей.
Вот, если бы поставить захотели
меня, чтоб разбирал дела людей,
то я судил бы каждого по правде,
ко мне б со спором всякий приходил,
ни для кого бы не было преграды,
чтоб по закону тяжбу разрешил.
А ныне к дому нашего царя
свои дела приносят люди зря»!

Когда ж к нему кто-либо поклонится,
из дальних мест пришедший, подходил,
он обнимал его, он весь светился,
и целовал и мило говорил.
Так поступал Авессалом со всяким,
к царю идущим, из Израильтян.
Втирался в их сердца сквозь лесть и враки,
вползая тихо, как ночной туман.
Такое он вершил за годом год
узнал его Израиля народ.

Прошло четыре года 2 и однажды
Авессалом, придя к царю, сказал:
«Пойду я и обет исполню важный,
который Господу в Хевроне дал.
Я дал обет: когда мне Бог позволит
вернуться снова в Иерусалим,
я жертву Господу воздам на воле».
«Ступай, – сказал Давид, простившись с ним.
И встал Авессалом. Собрался он
и в тот же день, отправился в Хеврон.

И двести человек увёл с собою –
их пригласил он в качестве гостей.
Со свитою огромною такою,
идущей с ним по простоте своей,
явился он в Хеврон, как вождь народа.
По всей стране лазутчиков заслал.
И ждать им от восхода до восхода,
когда в трубу затрубят, приказал:
«Тогда кричите в городе своём:
«В Хевроне новый царь – Авессалом»!

В час жертвоприношения умело
Авессалом гонца в Гило 3 послал.
Советника царя Ахитофела
к себе в Хеврон посулами призвал.
И сильный заговор они создали.
К Авессалому шёл простой народ.
Несли к нему заботы и печали,
надеясь, что избавит от невзгод.
Лишь только обо всём узнал Давид
он понял, чем мятеж ему грозит.

Ему не сокрушить Авессалома.
Погибнуть может Иерусалим.
И мудрый царь решил уйти из дома
и слугам так сказал, что были с ним:
«Вставайте, убежим, пока не поздно.
Нам от Авессалома не спастись.
Он город разгромит атакой грозной.
Без жертв напрасных нужно обойтись».
Сказали слуги царские царю:
«С тобой мы встретим новую зарю»!

И вышел царь и двор его за город.
Он шёл пешком, оставив десять жён,
наложниц царских, всех, кто сердцу дорог,
кто был его заботой окружён.
Велел им дом хранить к его приходу,
а сами к Беф-Мерхату 4 подошли.
И сотни слуг участвуют в походе.
Они по сторонам дороги шли.
А Фелефеев, Хелефеев строй 5
направил царь идти перед собой.

И также в авангарде, шли Гефяне.
Из Гефа все шестьсот они с царём.
И каждый был не раз в бою изранен,
и каждый верным стражем был при нём.

Сказал Давид их старшему – Еффею:
«Зачем идёшь ты с нами? Возвратись.
Будь с тем царём, о прошлом не жалея.
Вы чужеземцы, что моя вам жизнь»?
«Но, жив Господь, – сказал царю на это
начальник царской гвардии Еффей, –
служили мы и служим беззаветно.
Всегда идём дорогою твоей!
И где бы ни был господин мой царь,
послужим впредь, как мы служили встарь»!

«Раз так, иди. Ходи теперь со мною, –
сказал Давид. – И все они пошли.
Родную землю чуя под собою,
поток Кедрон под вечер перешли.
И на Восток направились к пустыне.
Вот и Садок и все левиты с ним
ковчег завета Божия и ныне
в процессии торжественно несли.
Скрывался за горами солнца шар.
В безмолвии стоял Авиафар.

И царь сказал Садоку: «Возвратите
ковчег Господень в город, в дом его.
Его теперь за мною не несите.
Но, если в завершение всего
пред Господа очами обрету я
Господню милость, Он тогда вернёт
меня в мой город, а меня тоскуя,
к Его жилищу сердце приведёт.
Но, коль ко мне Он не благоволит,
пускай со мной, что хочет, сотворит!

А вы отсюда в город возвращайтесь.
И дети ваши будут пусть при вас.
С сынами вы сейчас не разлучайтесь.
Ионафан и твой Ахимаас
ещё послужат праведному делу,
а я помедлю, не пойду вперёд,
доколе быстроногий вестник смелый
известие от вас не принесёт».
Тогда Садок и все, кто были с ним,
ковчег вернули в Иерусалим.

А сам Давид на гору Елеона
пошёл босой, с покрытой головой.
И все, кто с ним в тоске его бездонной,
пошли за ним в печали роковой.
Давид в дороге получил известье:
советник, друг его Ахитофел
в Хевроне был с Авессаломом вместе,
в своей измене очень преуспел.
Давид сказал: «О.Господи, наш свет!
Ахитофела развали совет»! 6

Когда Давид взобрался на вершину,
где Богу поклонялся в тишине,
он повстречал известного мужчину
и вёл с ним разговор наедине.
То Хусий – друг Давида, Архитянин 7
в разодранной одежде перед ним.
Войной Авессалома в сердце ранен –
ведь царский сын был раньше им любим.
Давид ему сказал: «Пойдёшь со мной,
то станешь мне обузой дорогой. 8

Но, если ты придешь к Авессалому
и скажешь: «Царь, я раб твой до конца!
Всё в царском доме мне давно знакомо,
ведь был рабом я твоего отца»,
то для меня совет Ахитофела
расстроишь ты и отведёшь беду.
Теперь же в город отправляйся смело.
Известий от тебя оттуда жду.
С Авиафаром там с тобой Садок.
Расскажешь им, что сам услышать смог.

Тогда Ахимаас с Ионафаном
все вести для меня передадут.
И буду знать, какие строят планы,
к какой беде пути греха ведут.
И Хусий – друг Давида, не помедлил.
Царя послушав, согласился с ним.
И с Елеона  поспешил, немедля,
в столичный город Иерусалим.
И в тот же час, гордынею ведом,
вошел в столицу царь Авессалом…
*******************************
  1.По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону.
  2.По прошествии сорока лет царствования Давида. Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо "сорока лет царствования Давида" читают "четырех лет" со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, XIV:33) Авессалома. В еврейском тексте слов "царствования Давида" нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском.
  3.Гило - город к югу от Xеврона.
  4.У Беф-Мерхата, в греческом тексте - , т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его "слобод".
  5.Под Хелефеями и Фелевеями понимают личную почетно-охранную стражу государя.
  6.Мудрые советы Ахитофела ценились так высоко, как если бы это были советы самого Бога.
  7.Архитянин, т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и Атарофом.
  8.Будешь мне в тягость, так как вид твоего непритворного горя будет только угнетать меня.

Вверх