Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Вторая Книга Царств, гл.23

Вторая Книга Царств, гл.23

Последние слова Давида – песнь хвалы; Деяния храбрых у Давида; Поступок трёх, принесших воду из колодезя Вифлеемского.

Купить книги и CD

И вот слова последние Давида,
помазанника Божия слова,
пред Богом изреченные открыто.
Душа его признанием жива.
Сын Иессеев, скромный отрок босый,
поставленный на царство высоко,
Израилев певец сладкоголосый,
изрёк красноречиво и легко:
«Господень Дух со мною говорит.
Слова Свои поведать всем велит.

Сказал мне Бог Израилев могучий,
Скала Израиля,1 однажды говорил:
«Владыка над людьми быть должен лучше
и праведней всех тех, кто не грешил.
Владычествовать должен в страхе Божьем,
стоять за правду на своей земле.
Царю такому Бог всегда поможет,
осветит трудный путь в кромешной мгле.
Бог Иаковлев меня не оставлял
во всех делах и бедах вдохновлял.

Как при восходе солнца на рассвете,
краплёная росой растёт трава,
мой дом у Бога. Он со мной в завете
и от Него спасенье и права.
Завет со мною вечный, непреложный
и нерушимый положил Господь.
А нечестивым выжить невозможно:
как терние в огне сгорит их плоть.
Мои враги и Господа враги
погибнут от карающей руки». 2

Вот имена всех у Давида храбрых:
Исбосеф Ахаманитянин здесь.
Он из троих храбрейших самый главный:
однажды он познал победы честь,
когда один сразиться вышел в поле,
а против было триста человек
Копьём своим он всех сразил на воле,
прославлен этим подвигом навек.
Вот имена ещё двух храбрецов,
прославивших дома своих отцов:

Елиазар, сын Додо, внук Ахохи
при Фасдамиме бил Филистимлян.
На поле боя поразил он многих
и за собой повёл Израильтян.
Рука его к мечу в тот день прилипла.
И вот Господь победу даровал.
И сонмы от меча врагов погибли!
Народ за ним лишь мёртвых обирал.
Был третьим Шамма, юный сын Аге,
Гараритянин, живший вдалеке.

Филистимляне в Фирию ворвались.
И был велик их войска грозный шквал.
Израильтяне там не удержались:
народ от вражьей силы побежал.
А Шама встал на поле чечевичном
и поражал на нём Филистимлян.
Его геройский подвиг необычный
вернул бегущих прочь Израильтян.
В тот день Господь Израилю помог.
Великую победу дал им Бог.

Однажды эти три вождя, из главных,
вошли в жару в пещеру Одоллам.
В ней был Давид. И три героя славных
в разгар войны его застали там.
Филистимляне толпами стояли
в долине Рефаимов под горой.
Отряд из Вифлеема ожидали,
чтоб дать Израильтянам смертный бой.
Но царь не опасался ничего,
лишь только жажда мучила его.

Давид промолвил: «Кто из вас добудет
колодезной воды? Колодезь тот
при патриархах откопали люди
у Вифлеемских городских ворот».
И трое храбрых тут же поспешили
к колодезю сквозь Филистимский стан.
Чтоб зачерпнуть воды, они крушили
 в долине Рефаим Филистимлян
Потом, закончив ратные труды,
живые, принесли царю воды.

Но царь Давид, их верностью сражённый,
не захотел такую воду пить.
И мужеством великим поражённый,
во славу Божию решил пролить.
При этом он сказал: «Не стану пить я,
да сохранит меня Господь, мой Бог,
добытую ценой кровопролитья
святую эту воду. Мир жесток,
но эти люди, жизнь мою храня,
свою отдать могли бы за меня»!

 Давид и храбрые его

Давид и храбрые его

Авесса, сын Саруин, Иоава
был братом, слыл одним из храбрецов.
В народе заслужил почёт и славу,
был в славе у Давида удальцов.
Он триста человек на поле брани
копьём своим чудесным поразил,
а сам при том ни разу не был ранен –
свои победы мужеством добыл.
Начальник и знатнейший из троих,
считал свою отвагу ниже их.

Ванея, сын любимый Иодая
из Кавцеила, главный по делам.
Во рву глубоком льва он поражает,
зимою снежной оказавшись там.
В бою убил сынов он Ариила,
Моавитян, известных силачей.
Ванея победил их злость и силу
умением и ловкостью своей.
А Египтянин знатный летним днём
был поражён им собственным копьём.

В руке своей держал Ванея палку,
а Египтянин выступил с копьём.
Но был убит Ванеей в этой схватке,
не знал он равных в деле боевом.
И многих храбрецов он был знатнее.
К делам царя Давид его призвал.
Ближайшим исполнителем, старея,
своих приказов сделать пожелал.
И был Ванея  в славе у троих,
но не равнялся ни с одним из них.
*******************************
Вот имена сильных царя Давида:
Асаил, брат Иоава — в числе тридцати;
Елханан, сын Додо, из Вифлеема,
Шамма Хародитянин, Елика Хародитянин,
Херец Палтитянин, Ира, сын Икеша, Фекоитянин,
Евиезер Анафофянин, Мебуннай Хушатянин,
Цалмон Ахохитянин, Магарай Нетофафянин,
Хелев, сын Бааны, Нетофафянин, Иттай, сын Рибая, из Гивы сынов Вениаминовых,
Ванея Пирафонянин, Иддай из Нахле-Гааша,
Ави-Албон Арбатитянин, Азмавет Бархюмитянин,
Елияхба Шаалбонянин; из сыновей Яшена — Ионафан,
Шама Гараритянин, Ахиам, сын Шарара, Араритянин,
Елифелет, сын Ахасбая, сына Магахати, Елиам, сын Ахитофела, Гилонянин,
Хецрай Кармилитянин, Паарай Арбитянин,
Игал, сын Нафана, из Цобы, Бани Гадитянин,
Целек Аммонитянин, Нахарай Беротянин, оруженосец Иоава, сына Саруи,
Ира Итритянин, Гареб Итритянин,
Урия Хеттеянин. Всех тридцать семь. 3
**************************************
  1.Скала Израилева - крепкая опора Израиля.
  2.Давид сравнивает "возрастание" дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу. В центре этой строфы — мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие. В нем — залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда — там, куда будут выброшены.
  3.Итак, их было у Давида тридцать семь человек, прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три , затем еще двое, как бы рангом пониже и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека.  Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса и Асаил. Ни автор 2 Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности — ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования.

Вверх