Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Книга Самуила (Первая и Вторая Книги Царств) | Первая Книга Царств, гл.6

Первая Книга Царств, гл.6

Чтобы избавиться от казней, Филистимляне решили отправить ковчег назад, к Израилю; Коровы привезли ковчег на колеснице, вместе с пожертвованиями Филистимлян, в Вефсамис; Жители Вефсамиса поражены Господом и отправили ковчег дальше.

Купить книги и CD

Ковчег Господень в Филистимском крае
семь месяцев ходил по городам.
И мучились язычники, не зная,
как поступить, чтоб исцелиться там.
Жрецов и прорицателей призвали.
«Как быть с ковчегом?  – научите нас.
Давно мы возвратить его желали,
но как вернуть, не знаем и сейчас».
И собрались жрецы преклонных лет,
и дали мудрецы такой совет:

«Когда ковчег вы отослать хотите –
Израилева Бога дом земной,
то вы ни с чем его не отпустите,
но проводите жертвой дорогой.
Та жертва, жертвою особой станет –
повинность ей должны вы искупить.
Губить народ тогда Он перестанет,
и сможете вы многих исцелить».
«Какую жертву принести Ему –
Израильскому Богу одному»?

Жрецы сказали: «По числу владений –
пять городов с селеньями при них,
создайте вы пять жертвоприношений –
повинности признаний золотых.
Вы пять наростов золотых отлейте
и пять мышей, кишащих в городах.
Ведь казнь одна на всех. И не жалейте
ни золота на жертвы, ни труда. 1
И Бог Израилев их примет в добрый час.
И, может быть, помилует Он вас.

Зачем Его гневить, как Египтяне
и их, жестокий сердцем, фараон?
За то Господь Египет весь изранил,
и отпустил народ Еврейский он.
Вы колесницу новую возьмите,
двух только отелившихся коров,
не знающих ярма, и отведите
от них телят под отдалённый кров.
Когда коровы будут впряжены,
пускай народа вашего сыны

ковчег на колеснице установят
и золотые вещи принесут,
для изваяний ящик приготовят
и, уложив их, крепко пристегнут.
И отпустите вы ковчег Господень.
За ним следите, не спуская глаз.
Смотрите поутру и в жаркий полдень,
куда пойдёт он – главное для нас.
И, если к Вефсамису 2 он пойдёт,
то значит это Он нам зло несёт.

Но, если не пойдёт к своим пределам,
то значит зло, что губит наш народ,
нам не Его рука вершить сумела,
а только случай это зло несёт»
И сделали они, как им сказали. –
двух первородных, молодых коров
для колесницы новой отобрали,
телят же отвели под дальний кров,
не разрешивши им к сосцам прильнуть.
Готова колесница в дальний путь. 3

Ковчег на колесницу водрузили
и ящик с изваяньями при нём.
И тут коровы сами в путь пустились
на Вефсамис горячим летним днём.
И шли они, и жалобно мычали,
не уклоняясь, прямо на восток.
К Израильским пределам от начала
их путь степной дорогою пролёг.
Владетели Филистимлян смогли
дойти за ними до чужой земли.

Вефсамитяне в этот день в долине
пшеницу жали – славный урожай.
И видят – вот ковчег Господень! Ныне
вернул его Господь в родимый край!
И жал там Иисус Вефсамитянин.
К нему на поле, на краю земли, 4
куда пришёл он этим утром ранним,
коровы колесницу привезли
и у большого камня стали там.
И на полях пришёл конец трудам.

Дрова из колесницы нарубили.
На всесожженье Господу коров.
И Господа в тот день благодарили,
за то, что Он среди народа вновь.
Ковчег Господень подняли Левиты.
Поставлен на огромный камень он.
Филистимлянам было это видно.
И возвратились сразу в Аккарон.
Был ящик с изваяньями открыт.
И вот с ковчегом рядом он стоит.

И рассмотрели всё Вефсомитяне:
наросты золотые и мышей,
что в жертву принесли Филистимляне
от поражённых Господом людей.
Нарост и мышь от каждого владенья –
за Газу, и за Геф, за Аскалон,
и за Азот, молящий о прощенье,
и за презревший Бога Аккарон. 5
И не один, ликуя, человек
посмел в Господень заглянуть ковчег. 6

И поразил Господь людей за это.
И в памяти останется навек
погибель в Вефсамисе давним летом
пятидесяти тысяч человек.7
И плакали они, и говорили:
«Кто может перед Богом устоять?
Пред Господом мы страшно согрешили
и Он решил нас смертью покарать.
Теперь нельзя нам оставаться с ним.
Пошлём посольство в Кириафиарим». 8

Отправили послов в соседний город.
И те пошли, покорные судьбе.
И о своём там рассказали горе,
и предложили, чтобы те к себе
ковчег Господень взяли и хранили,
и соблюдали жертвы и закон.
Ковчег Филистимляне возвратили.
И снова со своим народом Он.
Посланцы всё поведали своим,
придя в соседний Кириафиарим.
******************************
  1.В древнем языческом мире существовал обычай умилостивлять то или иное божество принесением ему в жертву металлических изображений кары, постигшей человека или его достояние. Известно, напр., что афиняне приносили богу в жертву изображение тех членов человеческого тела, которые были поражаемы болезнью.
  2.Вефсамис - город, расположенный на запад от Вифлеема.
  3.по естественному порядку вещей первородящие коровы должны были идти не к Вефсамису, а домой, к своим телятам.
  4.Его поле граничило с владениями Филистимлян.
  5.Поименованы пять филистимских городов не потому, что только эти города были поражены наказанием свыше, а потому, что поименованные пять городов были столицами пяти главнейших князей филистимских (ст. 4, 16, 18), группировавших около себя прочие города и местности филистимской земли.
  6.Ковчег Завета был святыней, неприкосновенной для лиц неосвященных (Чис IV), а тем более для праздного любопытства толпы. К несчастию, жители этого города, в безудержной радости своей, нарушили святость ковчега: сняв с него крышку, они заглядывали внутрь его, возможно, желая убедиться, что скрижали завета – на своем месте. Между тем, Моисеем было постановлено, что только Левиты могут «вступать в контакт» с ковчегом, да и то не касаться его непосредственно (не говоря уже о том, чтобы заглядывать в него); см. Чис. 4:5, 15, 20. Подобное своеволие и столь явное неповиновение воле Божией каралось смертью.
  7.В некоторых еврейских манускриптах число убитых в Вефсамисе означено как семьдесят, а не как 50070 (в большинстве их). Смысл происшедшего, однако, в том, что не только язычники (люди, не верующие в истинного Бога) караются за пренебрежение законом Божиим, но и верующие (здесь – израильтяне).
  8.После трагедии в Вефсамисе ковчег был отправлен к жителям Кириафиарима (современный Абу Гош; километрах в 13 на северо-запад от Иерусалима). Он был переправлен туда, а не в Силом, очевидно, потому, что Силом был филистимлянами разрушен.

Вверх