Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Деяния Святых Апостолов - Библия в стихах | Деяния, глава вторая

Деяния, глава вторая

Пятидесятница; Апостолы исполнены Духом Святым. Смятение от языков; Слово Петра к народу; Принявшие слово его крестились; Общение верующих и взаимное служение.
Слушать аудио:

Деяния, глава вторая

Купить книги и CD

Пятидесятница

Приход Пятидесятницы Апостолов застал
единою семьёй на их любимом месте.
И каждый в этот день душой чего-то ждал,
какой-то новой, небывалой вести.
И глубину молитв, высоких дум
прервал, с небес сошедший, странный шум.
Как будто свежий ветер снялся вдруг
с высот небесных, всё объял вокруг,
и горницу проветрил до краев,
и свежестью наполнил мирный кров.
А в воздухе прозрачны и легки,
как пламя появились языки.

И вскоре разделившись, каждый полон вещих сил,
к апостолам они неспешно устремились.
И вот на каждом огненный язык почил –
Всевышнего послание и милость.
И Дух Святой исполнил души их,
вошёл в сердца ревнителей своих.
И стали им понятны и легки
всех стран и всех народов языки.
На шум небесный собрался народ.
На площадях людской водоворот.
От всех народов мира Иудеи –
сошлись тут прозелиты и евреи.

И вот апостолы со всеми стали говорить
на разных языках, родных своим и дальним.
Людей ничем нельзя сильнее удивить,
чем фактом этой мудрости бескрайней:
«А не Галилеяне ли они? 1
Ведь их встречали здесь мы во все дни!
Но каждый слышит свой родной язык,
к которому с рождения привык!
Мидянин и Парфянин, Еламит,
Месопотамский житель, прозелит.
Из Иудеи, Понта и Асии,
Памфилии, Египта и Фригии.

Из Каппадокии, Аравии и Крита здесь,
сошедшихся на славный праздник Иудейский
народов мира не исчислить и не счесть.
И внемлют все речам мужей еврейских.
Все речи их на наших языках
О Божиих заветах и делах»!
И каждый из паломников хотел
увериться, что чуду есть предел.
А кто-то, насмехаясь, говорил:
«Любой из них вина немало пил!
И что они твердят, не их вина,
а бредни после сладкого вина»!

И Пётр тогда с одиннадцатью встал перед толпой –
такой взволнованной, огромной, разноликой.
И перед ней возвысил сильный голос свой:
«Внимайте! Я скажу вам о великом!
Мы не пьяны, как сказано сейчас.
Идёт молитва – только третий час. 2
Но то, что есть, таким предречено.
Пророком Иоилем речено:
« Во дни последние, – сказал Господь, –
Я изолью на всяческую плоть 3
от Духа Моего. И дни настанут,
когда они пророчествовать станут.

Все ваши дети – сыновья и дочери узрят
видения, а старцы в сновиденьях вещих
получат новый, вразумлённый, светлый взгляд
на ранее неведомые вещи.
И не оставлю Я рабов Моих.
Святого Духа изолью на них.
Рабы Мои, рабыни – все они
пророчествовать станут в эти дни.
В те дни весь мир увидит чудеса.
Укроет солнце тьма на небесах.
Внизу – огонь и кровь, куренье дыма.
Вверху – луна, как кровь необратима.

И будет это, прежде чем наступит славный день –
Господень день Его суда над миром Божьим. 4
Но каждый, кто войдёт в Господней славы сень,

спасётся тот. Господь ему поможет.
Кто Господа душою призовёт,
того Господь помилует, спасёт».
– Мужи Израильские! Вот слова,
в которых правда Божия жива, –
продолжил Пётр и выступил вперёд. –
Она о Том, кто умер, но живёт!
Вы знали Иисуса Назорея.
Он здесь учил, придя из Галилеи.

За Мужа этого свидетельства для вас дал  Бог
знамениями, силами и чудесами.
По воле Бога Иисус творить их мог
среди людей, в те дни, когда был с вами.
И был на то Всевышнего совет,
предведенье Его за сотни лет
о том, что будет предан Иисус –
предатель не поборет свой искус.
И тёмной ночью вы Его возьмёте
и, осудив на смерть, Его распнёте.

Руками беззаконных, пригвоздив Его к кресту,
его убили, и погиб Он лютой смертью. 5
Но Бог вернул Ему всей жизни полноту,
расторгнув узы смерти и бесчестья.
Ведь смерти невозможно удержать,
Того, Кто возрождается опять.
И вот псалом, в котором царь Давид
о Нём из дальних далей говорит:
«Господь всегда и всюду был со мной,
чтоб  никогда ни мыслью, ни душой
не колебался я в своих стремленьях,
в деяниях моих и размышленьях.

И от того возрадовалось сердце, а язык
возвеселился, стал находчивым и верным.
И плоть моя, к которой я за жизнь привык,
покоится с надеждою безмерной,
что не оставишь Ты души моей
в аду кромешном. Тленью много дней
Ты не предашь святого Твоего.
Из ада снова в жизнь введёшь его.
Ты дал мне жизнь, пути её познать,
во имя жизни смертью смерть попрать.
И радостью исполнишь  беспрестанной,
когда я пред лицом Твоим предстану».

Мужи и братья, – речь свою к толпе продолжил Пётр, –
Да будет мне позволено сказать вам ныне,
что праотец Давид, чей стих в сердцах живёт,
чьё почитаем мы святое имя,
ушёл в могилу, честно погребён,
а гроб его поныне сохранён.
Он был пророком, помнил он и знал,
что Бог однажды с клятвой обещал
избрать его потомка во плоти
и, как Христа воздвигнув, посадить
на царственный престол над всей вселенной
всезнающим, могучим и нетленным.

И прежде он сказал о воскресении Христа,
что не оставлена душа Его в геенне.
Что стать Его, живая красота
избавлена от гибельного тленья.
Бог Иисуса ныне воскресил.
Из нас тому свидетель каждый был.
Десницей Божией вознесен Он
и Богом высшей властью наделён.
Святого Духа, что обетовал,
взяв от Отца он верующим дал.
И Божьим Духом наша жизнь согрета.
И видите, и слышите вы это.

Сам царь Давид – пророк богоугодный и святой,
на небеса он не взошёл по воле Бога.
Но говорит: «Сказал Бог Господу: «Родной,
сядь справа от Меня. Уйми тревоги
доколе положу Твоих врагов
в подножье ног Твоих в цепи веков».
Итак, узнай, Израиля весь дом,
что Бог соделал Господом Христом
Сего Иисуса, что средь нас ходил,
Сего, Кто Царству Божию учил,
Которого священники искали,
и вы Его безжалостно  распяли.–

И сердцем сокрушились все они. Рассказ Петра
в них пробудил печаль, сочувствие, желанье
вину свою загладить верой во Христа,
с любовью, поклоненьем и признаньем.
– Что делать нам? – Апостолам вопрос
людьми был задан, – нас простит Христос? –
Апостол Пётр на то ответил им:
– Покайтесь. Покаянием своим
прощения приблизите вы час.
Креститься время вам пришло сейчас.
Креститесь все во имя Иисуса.
Христос простит грехи, простит искусы.

И вы получите тогда Святого Духа дар,
который вам обещан, детям, близким, дальним,
кого бы ни призвал Господь, и млад и стар,
кто кается и слышит зов сакральный. –
И многие свидетельства им дал.
И страстно Пётр народ увещевал:
«Спасайтесь! Развращённый этот род,
отвергнувший Мессию, гибель ждёт!
А ваша вера новая  чиста
в Спасителя и Господа Христа»!
И вот, охотно принявшие слово,
креститься и покаяться готовы.

Они крестились в этот славный день от всей души
И всех их около трёх тысяч покрестилось.
Они в домах общались, за стеной, в глуши,
и правде у Апостолов учились.
Они в молитвах преломляли хлеб.
Их дух в таком общении окреп.
И страх в душе неверующих жил
от тех чудес, что Бог в те дни вершил,
от тех угроз, что в пламенных речах
сказал Апостол Пётр с огнём в очах.
Уверовавшие объединились.
Они своим имуществом делились.

И продали имение, всю собственность свою.
И раздавали всем – кому, что было нужно.
Одну они большую создали семью.
Молились в храме все единодушно. 6
И, преломляли хлеб в своих домах
в веселии, с улыбкой на устах.
Хвалили Бога в песнях и псалмах
Искали счастье в праведных делах.
Народ их добродетель уважал.
Господь же ежедневно прилагал
спасаемых, Им призванных людей,
к Христовой Церкви, как Своих детей. 

************************************************

 1.сие говорящие не есть ли суть Галилеяне... - т. е., во-первых, из известной части Палестины, где говорят одним известным наречием, и, во-вторых - из такой именно части, которая особенно не славилась просвещением. То и другое, выражающееся в имени галилеян, усугубляло величие чуда и изумление его свидетелей.
  2. доказательство, что они не пьяны, апостол указывает на то, что теперь третий час дня... Соответствующий нашему 9-му, этот час был первым из трех дневных часов ежедневной молитвы (3, 6, 9), совпадавшей с принесением ежедневной утренней жертвы во храме. А по обычаю иудеев, до этого часа никто не вкушал пищи, - тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница.
  3.На всяку плоть..." - всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений.
  4.День Господень...", т. е. день Мессии, или время Мессии; по новозаветному словоупотреблению день суда Мессии над миром, день страшного суда.
  5.ля уяснения странного, по-видимому, обстоятельства, что столь засвидетельствованный от Бога муж (Иисус) мог быть распят руками беззаконных, апостол прибавляет, что это случилось "по определенному совету и предведению Божию..."), или как толкует блаж. Феофилакт "не своею силою сделали то, на что дерзнули, потому что Он Сам соизволил на это и что это определено было свыше..."
  6."Каждый день единодушно пребывали в храме...", т. е. присутствовали при храмовом Иудейском Богослужении, - "потому, как говорит Златоуст, что они не отвергали еще ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма..." Все храмовое Богослужение заключало в своей основе и воплощало чаяние Мессии; это делало сие Богослужение небесполезным и для христиан, отличавшимся от иудеев в данном случае тем лишь, что они веровали не в Грядущего, а уже Пришедшего Мессию.
  Здесь, таким образом, возрастание Церкви Христовой представляется не делом обыкновенного роста и развития общества, а непосредственным делом Самого Господа, невидимо правящего Церковью Своею.

Вверх