Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Деяния Святых Апостолов - Библия в стихах | Деяния, глава одиннадцатая

Деяния, глава одиннадцатая

Упрёки обрезанных Петру в Иерусалиме; Их радость после рассказа Петра о событиях Иоппии и Кесарии; Основание Варнавой и Савлом церкви в Антиохии Сирийской; Ученики здесь впервые стали называться христианами; Отсюда послана помощь через Варнаву и Савла церкви в Иерусалиме.

Купить книги и CD

Апостолы и братия услышали в те дни,
(к ним в Иудею эта весть пришла нежданно),
что слово Божие язычники одни
по убежденью приняли желанно.
А Пётр вернулся в Иерусалим
к Апостолам, к товарищам своим.
Большой упрёк от них он получил
 за то, что к необрезанным ходил,
за то, что с ними  вместе ел и пил,
за то, что он у них неделю жил. 1
Но Пётр не стал бросаться с ними в схватку:
рассказывать всё начал по порядку:

«В Иоппии на крышу помолиться я взошёл.
И вдруг почувствовал нежданный, сильный голод.
Пал на колени и в глубокий транс вошёл.
И сердце застучало, словно молот.
Дыру я вижу в небе над собой.
А из неё, над самой головой
нисходит, как бадья из полотна.
По четырём углам привязана она.
На крышу опустилась. Я открыл.
И взор особый душу озарил.
Я вижу всей земли четвероногих,
зверей и гадов, птиц небесных многих.

Был с неба глас ко мне: «Встань, Пётр, и заколи и ешь»!
Но я сказал: «Нет, Господи, сего не ем я!
Нечистого в рот не возьму, меня хоть режь!
И скверного не пробовал совсем я»!
И снова глас небесный прозвучал:
«Что Бог очистил, чистым посчитал,
того нечистым ты не почитай.
Веление Господне признавай»!
Так было трижды, а затем бадья
исчезла в синем небе, как ладья.
А я, придя в себя в вечернем свете,
не мог понять, что значило всё это

Три человека в это время встали у ворот.
Они, окликнувши хозяина, спросили:
«Скажи, не у тебя ли Симон Пётр живёт»?
Ко мне, тем часом, возвращались силы.
И вот мне Дух сказал: « К тебе пришли
три человека. Ждут они в пыли.
Сойди к ним. С ними ты пойдёшь потом,
покинув сей гостеприимный дом.
Не сомневаясь, с ними ты иди.
Послал их Я. Два дня они в пути».
Я к ним сошёл, и мне они сказали,
что из Кесарии за мною их послали.

Отправились в Кесарию со мной в неблизкий путь
шесть молодых мужей из братьев Иоппийских.
Пришли к позвавшему меня, и дела суть
он рассказал доверчиво, как близкий:
««Я здесь четыре дня тому назад
молился, а затем, подняв глаза,
поодаль вижу мужа одного.
Как снег белы одежды у него.
Он говорит: «Корнилий, Бог услышал
твою молитву, что признаньем дышит.

И перед Богом вспомянулись все дела твои
и милостыни, что всегда давал ты бедным.
Итак, пошли в Иоппию людей своих.
Пусть призовут того, кто словом светлым
душе твоей спасенье принесёт.
Проси, пусть Пётр в Кесарию придёт».
Я за тобой послал, и ты пришёл.
Ты мудро поступил и хорошо».

Тогда пред ними речь я о Спасителе повёл,
они словам моим внимали, словно дети.
Во время речи Дух Святой с небес сошёл
на них, как и на нас в тот славный вечер.
Тогда я вспомнил Господа слова.
Их суть всегда в душе моей жива.
Господь сказал: «Водою Иоанн
крестил, всех погружая в Иордан.
Святым же Духом, Господу верны,
вы будете достойно крещены».
Итак, Господь им дал Святого Духа
великий дар – признания порука.

Такой же дар, как нам, уверовавшим во Христа.
Так, кто же я  такой, чтоб стать преградой Богу»?
Тогда рассеялась пред ними темнота
и души их покинула тревога.
И Бога прославляли, говоря:
«Язычникам Бог тоже дал не зря
в жизнь покаяние, и к вере дверь
открыта всем язычникам теперь»! 2
Меж тем, бежавший из страны народ
от злых гонений, горя и невзгод,
наставших после гибели Стефана,
рассеялся по самым разным странам.

До Кипра, Финикии, Антиохии прошли
и проповедовали слово Иудеям.
Но Киприяне с Киринейцами дошли
до Атиохии и там посмели
Еллинам благовестие нести,
об Иисусе правду довести.
И с ними был Господь. И в эти дни
Еллинов многих привлекли они.
Чтоб проповедей дело укреплять,
Господь являл  Свою им  благодать.
Язычники уверовали в Бога.
И только с Ним теперь для них дорога.

Об этом в Иерусалим до церкви слух дошёл,
и в Антиохию отправили Варнаву.
И Божью благодать, прибыв, он там нашёл.
И Господа призвал он сердцем славить.
Варнава с добрым сердцем, он  умён.
Святого духа был исполнен он.
И ширилась везде о нём молва
И людям в души шли его слова.
И к Господу пришли вослед за ним
простые люди, кто общался с ним.
И к Господу душою приложились,
надеясь на прощение и милость.

Потом Варнава в Тарс пошёл, где Савла отыскал.
Он в Антиохию привёл его с собою.
Там в церкви целый год людей он собирал. 3
Вдвоём учили их с усердьем и любовью.
Учеников немалое число
в ту церковь их ученье привлекло.
И Христианами впервые в эти дни
себя назвали радостно они. 4
А в Антиохию пришёл пророк
по имени Агав. Суров и строг.
Агав предвозвестил великий голод.
Ударит он вселенную, как молот. 5

И был свирепый голод в областях по всей земле
При кесаре Калигуле разил людей он.
Тогда ученики от дома в стороне
помочь решили братьям в Иудее.
И каждый, по достатку своему,
сложили деньги в общую суму.
И эти средства в Иерусалим
доставили к пресвитерам самим. 6
И помощь эту Савл с Варнавой вместе
отправили в столицу с доброй вестью.
************************************
  1.Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь, что "ходил к людям необрезанным и ел с ними..." По существу, они не могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как не могли забыть повеления Самого Господа учить все народы, крестя их.
  2.Пересказ кесарийского события Петром почти буквально точен с рассказом Дееписателя. Петр не прямо отвечает на обращенный к нему упрек о хождении к обрезанным и общении с ними, а просто устраняет его столь непререкаемо явленной волей Божией относительно принятия язычников в Церковь Христову. Когда это последнее было сделано, - не столько волею и действиями Петра, как волею и знамениями Божиими, - было бы, очевидно, неразумным противодействием Богу не признать их полноправными членами Братства Христова, общение с которыми уже не могло быть чем-либо зазорным. После такого объяснения, зазиравшие Петра не только успокоились, но и славили Бога, даровавшего и язычникам покаяние в жизнь, т. е. вечную, в вечном Царстве Христовом.
  3."Собирались в церкви...", т. е. в общие богослужебные собрания христиан.
  4.До сих пор последователи Господа именовали себя учениками, братиями, верующими и т. п. Два раза встречающееся в Новом Завете это название приводится как название употреблявшееся вне Церкви. Это говорит за то, что наименование христиан едва ли обязано самим христианам. Не менее сомнительно, чтобы оно могло изойти и от иудеев, которые, конечно, не решились бы священного для них имени Христос (перевод евр. Мессия) дать последователям Того, Кого они не считали таковым. Остается, таким образом, с большею вероятностью предположить, что название христиан принято верующим язычниками Антиохийскими. Не зная догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод (Христос) за имя собственное, образовав от него и имя партии Его последователей. Новое наименование удачно было особенно потому, что в нем как нельзя лучше соединялись в одно все исповедники новой веры - как из иудеев, так и из язычников, познавших христианство совершенно самостоятельно от иудейства.
  5."По всей вселенной... великий голод..." - усиленное выражение, означающее наступление великого голода повсюду.
  6."К пресвитерам..." Первое упоминание в апостольской истории о пресвитерах. Это были руководители отдельных христианских общин, пастыри и учители и совершители тайн.

Вверх