Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Деяния Святых Апостолов - Библия в стихах | Деяния, глава девятнадцатая

Деяния, глава девятнадцатая

Павел находит в Ефесе учеников, незнакомых с Духом Святым; Научает их и крестит; Нападение бесноватого на иудейских заклинателей; Сожжение ценных чародейских книг; Планы Павла относительно дальнейших посещений; Мятеж ефеян под руководством серебряника Димитрия.
Слушать аудио:

Глава девятнадцатая

Купить книги и CD


Тогда Аполлос был в Коринфе и учил народ,
а Павел шёл в Ефес знакомыми путями.1
В Ефесе он нашёл учеников. И вот
их вопросил: « Не чувствуете сами,
что Дух Святой на вас сошёл, когда
уверовали вы в приход Христа»?
И был ответ: «Никто и не слыхал,
чтоб Дух Святой средь нас себя являл»!
«Во что же вы крестились? – он спросил.
– Крестились мы, как Иоанн учил!
Мы ждём Мессию, по его ученью
и покаянья крещены крещеньем».

– Вас Иоанн крещеньем покаяния крестил, –
сказал им Павел. – Ждёте вы Христа - Мессию.
Но Иоанн об Иисусе говорил,
за ним вослед идущим с Божьей силой!
Узнав о том, что Иисус – Христос,
ученики, немало их нашлось,
во имя Господа крестились все.
Им Иисус Христос любовь и свет!
Когда же Павел руки возложил
на головы их, Дух Святой излил
на них Господь. Пророчествовать стали
и языки всех стран они познали.

Их было около двенадцати в Ефесе  том.
А Павел проводил субботы в синагоге.
Три месяца он проповедовал о том,
что к Царству Божию проторены дороги.
Но были и противники сего.
Злословя, ополчились на него.
Порочили они Господень путь,
пред всем народом отрицая суть,
величие Господнего пути.
И Павел порешил тогда уйти.
В училище у некого Тиранна 2
учеников встречал он утром рано.

Он проповедовал для них два года день за днём.
Однако слышали его все Асияне:
и Иудеи, и Эллины. Весть о Нём –
о Господе Иисусе, им желанна.3
А Павлу помогали небеса:
Господь его руками чудеса
творил в Ефесе и других местах.
У всех Апостол Павел на устах.
Его платки и пояса его,
и все одежды лично от него
на страждущих телами возлагались,
и все больные тут же исцелялись.

Ряд заклинателей бродячих Иудейских взял
святое имя Иисуса для заклятий
над всеми теми, кого дух злой обуял.
При этом говорила эта братия:
«Во имя Иисуса изыди!
В пустыне средь камней приют найди!
Ведь Иисус, о ком поведал Павел,
всё ваше племя изойти заставил»!
Так говорили Скевы сыновья.
Их семь – первосвященника семья.4
И раз они лечили человека,
злым духом одержимого от века.

Но им сказал в ответ неистребляемый злой дух:
«Я Иисуса знаю, мне известен Павел.
Я лютый враг им, но боюсь я этих двух.
А вы-то кто? И чем отец ваш славен»?
И человек, в котором дух был злой,
рванулся к ним, как будто в смертный бой.
Он их избил, одежды изорвал
и, под конец, из дома всех прогнал.
Эллины, Иудеи – весь Ефес
о Господе Иисусе до небес,
узнав про это, славу возносили,
уверовали, к Павлу поспешили.

И в исповеди Павлу открывали все дела.
А многие, кто занимался чародейством,
свои собрали книги и сожгли дотла,
сочтя их содержание злодейством.
Полсотни тысяч драхм была цена
всем книгам, уничтоженным сполна.
В те дни с такою силой возросло
Господне слово, побеждая зло!
Когда всё это завершилось там,
дух Павла полетел к другим краям:
Иерусалим ему ночами снится,
оттуда в Рим он всей душой стремится…

Он в Македонию служителей своих послал.
То были Тимофей с Ерастом молодые.
Приветствия Македонянам передал,
просил с теплом их вспомнить дни былые.
Ефес же в эти дни потряс мятеж,
готовый мирный пересечь рубеж.
Серебряник Димитрий там и тут
кричал, что христиане не дают
им храмы Артемиды отливать –
модели их приезжим продавать:
«Серебряные храмы, боги, чаши –
всё это благосостоянье наше!5

А, между тем, вы видите и слышите везде –
не только лишь в Ефесе, но по всей Асии,
что этот Павел многих совратил людей
речами, убежденьями своими.
Он говорит: « Что сделал человек
своей рукой за свой недолгий век,
не может быть по сути божеством,
а образ бога людям незнаком»!
И то грозит ремесленникам всем,
что наше ремесло падёт совсем!
Не только ремесло, но позабытым
пребудет храм богини Артемиды!

Он больше ничего не будет значить для людей!
И ниспровергнется величие богини,
которая и в Асии, и во вселенной всей
так почитаема, и так любима ныне»!
И, выслушавши это, все они,
волнением и яростью полны,
кричали: «Артемида велика!
И храм её Ефесский – на века»!
Они искали Павла. Не нашли.
Двух спутников схватили. Повели
Македонян двух – Гаия с Аристархом
на зрелище, в театр в порыве жарком.

Когда же Павел захотел к народу выйти сам,
его ученики того не допустили.
Начальники, из тех, кто с ним был дружен там,
заранее его предупредили,
чтоб в театре не показывался он,
покуда бунт не будет завершён.
А между тем, одни одно кричат,
другие, что-то третье говорят.
А многие с толпой сюда пришли,
не зная, для чего их привлекли.
Тогда, по предложенью Иудеев
был вызван Александр: «Он мрак развеет»!

И вышел Александр. Взмахнув рукой, хотел начать.
Но только Иудея в нём толпа узнала,
все, как один, тут громко начали кричать.
И два часа подряд толпа кричала:
«Богиня Артемида велика!
В Ефесе Артемида на века»!
Блюститель же порядка так сказал: 6
«Мужи Ефесские, кто из людей не знал,
и кто из них не знает, что Ефес –
служитель Артемиды – был и есть!
И выше этой правды в мире нету,
свидетель в этом облик Диапета!7

И если в этом деле спора не было и нет,
не совершайте опрометчивых поступков!
Каких, кто скажет, тяжких преступлений след
на сих мужах, какие их проступки?
Они не обокрали храм святой,
богини не нарушили покой.
Но, если же Димитрий и друзья
имеют жалобу на них, то есть судья.
Судебные собрания для вас,
проконсулы судить имеют власть.
И жалуйтесь свободно друг на друга,
и выйдете из замкнутого круга.

А если вы другого ищете в поступках их,
то это разрешит законное собранье.
Нас могут обвинить в намереньях плохих,
поскольку нет причины для восстанья.
Такое сборище не оправдать –
ведь не было причин его сзывать»!
На этом он свою закончил речь
и распустил народ до новых встреч.
***********************************
  1.это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим - Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия.
  2.Полагают и то, что это был иудейский учитель, имевший в своем доме частную синагогу (бет-мидраш), где учили обыкновенно преданиям и их толкованию.
  3.В цветущий торговый Ефес постоянно из всех провинций Малой Азии стекалось великое множество как иудеев, так и еллинов, прозелитов и язычников, так что Павлу здесь действительно была открыта великая и широкая дверь для его проповедей.
  4.Кто был этот Скева и в каком смысле он назван иудейским первосвященником, неизвестно. Быть может, это был один из начальников священнических черед (Мф II:4), сыновья которого выселились из Иудеи и промышляли волхвованием.
  5."Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы (т. е. модели их) Артемиды", богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж.
  6."Блюститель порядка" - собственно книжник или писец - , - нечто вроде городского секретаря (), на обязанности которого лежало составление официальных бумаг, обнародование общественных дел, чтение их в народных собраниях или доклад, хранение всякого рода письменных документов и пр
  7."Диопета..." - упавшего от Зевса. Этим именем означается статуя Артемиды в Ефесском храме, так как она, по народной легенде, упала с неба - от Зевса.

Вверх