Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Деяния Святых Апостолов - Библия в стихах | Деяния, глава пятнадцатая

Деяния, глава пятнадцатая

Павел и Варнава отправлены в Иерусалим на совещание относительно обрезания; Свидетельство Петра и Павла о язычниках и законе; Послание Апостолов и пресвитеров уверовавшим из язычников; Иуда и Сила доставили послание церкви в Антиохии; Варнава отплыл с Марком на Кипр; Павел с Силой отправились в Сирию и Каликию.
Слушать аудио:

Глава пятнадцатая

Купить книги и CD

Из Иудеи проповедники пришли в те дни.
И братьев в Антиохии они учили,
что по обряду Моисееву должны
обрезаться, чтоб все под Богом были:
«Иначе вы не можете спастись –
ведь Тора наполняет смыслом жизнь»! 1
Затеял Павел с ними жаркий спор.
Варнава с ним. И начался раздор.
Тогда Антиохийцы им двоим
и с ними вместе нескольким другим
сказали, чтобы в Иерусалиме
с Апостолами встретились большими.

Их церковь проводила, и они пошли в поход
в столицу по Самарии и Финикии.
И в каждом месте, в самый краткий свой приход,
вели рассказы про дела былые:
о их походах по чужим местам,
о том, как благовествовали там
и как язычники внимали им,
как чтили их вниманием своим,
и как они уверовали все,
отдавшись слова Божия красе,
как обратились, братьями нам стали.
И слушали их все, и ликовали.

И вот столица – древний город Иерусалим.
Их церковь встретила, Апостолы и братья,
пресвитеры спешат на встречу к ним,
знакомых и соратников объятья.
И рассказали всё, что сделал Бог
на их путях свершений и тревог.
Как оградил от смерти Павла Он,
когда тот был врагами умерщвлён.
Как позволял им чудеса творить,
чтоб имя Божье в людях утвердить.
Как отворил язычникам Он двери
к святому слову, к непреложной вере.

Тогда восстали те, кто обратились ко Христу
из фарисеев, что упрямо утверждают:
«Чтоб обрести священной веры полноту,
пускай всех новых братьев обрезают.
Язычники должны блюсти закон.
Для всех ведь Моисеем писан он»!
Тогда, своё собрание собрав,
Апостолы решали – кто же прав?
И не одну сожгли они свечу,
но им такой вопрос не по плечу.
Тогда Апостол Пётр поднялся: «Братья!
Настало время. Должен вам сказать я,

что с первых дней, как знаете вы, Бог избрал меня,
дабы язычники из уст моих узнали
Евангелие, свет небесного огня,
уверовав, в сердца свои вобрали.
И Дух Святой им Сердцеведец Бог
дал, как и нам среди земных дорог.
Сей Дух Святой – свидетельство для них –
что не оставил Он детей Своих
Бог верою очистил их сердца
Мы все равны перед лицом Творца!
Так, что же искушаете вы Бога
неверием своим в Его дороги?

Не верите, что лишь одною верой Он спасёт
и потому желаете закона иго
на шеи возложить ученикам? Влечёт
желание предстать пред Божьим ликом
честней и чище новых христиан?
Но путь к спасенью Иисусом дан!
Мы веруем: спасёмся, как они.
Нас благодать Господня осенит»! 2
И стало тихо. Споров больше нет.
Слова Петра ясны, как Божий свет.
Потом Варнава с Павлом рассказали
в каких краях далёких побывали,

знамения какие, чудеса Господь творил
среди язычников руками их для славы.
И стало ясно: много мужества и сил
затрачено в походе величавом.
Умолкли все. Иаков начал речь: 3
«Мужи и братия! Предостеречь
хочу от мыслей, всем давно известных,
в собрании высоком неуместных.
Симон нам изъяснил, что прежде Бог
и на язычников призрел. И вот итог:
Во имя Он Своё решил составить
из них народ и выбор им предоставить.

Слова пророков древних с Ним согласны и звучат
сегодня так же, как в веках они звучали:
«Я обращу на прошлое Свой ясный взгляд
где скинию Давидову сломали.
Что в ней разрушено – восстановлю,
исправлю, воссоздам и укреплю.
Чтоб чтили Господа народы те,
между которыми на высоте
пребудет имя вечное Моё,
сказал Господь, творящий всё сиё»! 4
От вечности всегда известны Богу
Его деяния, Его дороги.

А посему, –  так речь свою Иаков завершил, –
не станем затруднять, идущим к Богу людям
дорогу их. Собравшимся он предложил
им написать, пусть каждый помнить будет:
от блуда воздержаться навсегда,
не есть кровавой пищи никогда,
удавленину потреблять не сметь,
другим того же, что себе хотеть –
не делать никому в его судьбе
того, чего не хочется себе.
Чтоб к идолами пище осквернённой
не прикасались вопреки закону.

Ведь по субботам с древних пор читают сей закон
и проповедуют открыто в синагогах.
Во всех краях и городах известен он,
И должен знать закон идущий к Богу.
Итак, созрело мнение одно.
Апостолами было решено
и церковью одобрено вполне –
отправить к чужедальней стороне
Варнаву с Павлом и ещё двоих –
из самых уважаемых своих:
Иуду – прозывался он Варсавой,
и Силу – двух начальников из главных.

И написали, и вручили им своё письмо.
К Антиохийцам, Киликийцам и Сирийцам,
и к братьям из язычников оно.
В письме к церквям о главном говорится:
«Вам радоваться, братия! До нас
дошло известье, что смутили вас
речами, представлением своим,
для нас несправедливым и чужим,
о том, что все обрезаться должны
и быть закону древнему верны.
Но тем, кто вам поведал это слово
мы не велели говорить такого.

Собравшись, мы единодушно рассудили так:
избрать мужей и к вам послать их с порученьем
с возлюбленными нашими, как добрый знак,
Варнавой с Павлом, чтоб ушли сомненья.
Иуда с Силой вам дадут письмо
и устно объяснят всю суть его:
Святому Духу, а за Ним и нам
угодно, чтоб никто отныне вам
не говорил, что прежде, чем крестить,
на вас то бремя нужно возложить,
которое лежит на всех евреях,
пришедших ко Христу из Иудеев.

Из бремени того должны всегда вы соблюдать
немногие, но важные для всех законы.
Их Иудей и Христианин должен знать.
Их в жизни выполняйте неуклонно:
от блуда воздержаться навсегда,
не есть кровавой пищи никогда,
удавленину потреблять не сметь,
другим того же, что себе хотеть –
не делать никому в его судьбе
того, чего не хочется себе.
И к идолами пище осквернённой
не прикасаться вопреки закону.

И, если эти правила простые навсегда
запомните  и мирно жить начнёте с ними,
то не коснётся ваших чистых душ беда
и во Христе не будете чужими.
Здоровы будьте. Пусть Господь наш Бог
избавит ваши души от тревог»
И вот посланники пришли туда,
где ждали братья честного суда.
Собрали в Антиохии людей
к ним обратились с миссией своей:
вручили им письмо и огласили.
И наставляли всех Иуда с Силой.

И радовались люди, что препятствий больше нет.
Апостолы, уча их, долго с ними были.
От проповедей тех входил в их души свет.
Потом пришедших с миром отпустили.
Пошёл Иуда в Иерусалим,
а Сила грустно распрощался с ним.
Он в Антиохии решил пожить,
чтоб  дух и веру братьев укрепить.
И Павел, и Варнава тут живут –
Господне слово радостно несут.
Но время шло. Сказал Варнаве Павел:
«На прежний путь Господь мой взор направил.

Пойдём опять по прежнему пути и посетим
всю братию по городам, где раньше были,
опять войдём с Господним словом к ним
в места, где с ними прежде говорили.
Посмотрим, как теперь они живут,
как Господа открытым сердцем чтут».
Варнава согласился, но берёт
он Иоанна – Марка в сей поход.
А Павел не согласен. Не забыл,
как Марк от них в Памфилии уплыл
и с ними вместе не пошёл на дело,
которое они вершили смело.

И огорчённые, они удачи пожелав
друг другу в деле, в скором времени расстались.
Варнава с Марком Кипр – свой дом родной, избрал,
а Павел с Силой здесь пока остались.
Но вскоре снова Божья благодать
его на подвиг стала направлять.
И проходил он Сирии простор,
и города у Киликийских гор.
Народ во славе Божьей убеждал.
И с верным Силой церкви утверждал.
И христианский мир он нёс общинам,
снимая разногласий в них причины.
************************************
1.Это были излишне ревностно преданные иудейству христиане из иудеев, укорявшие недавно Петра за крещение язычника Корнилия и искренно считавшие соблюдение всех обрядов Моисеева закона обязательным и в христианстве. Выражение "учили" показывает, что они явились в Антиохию, как настоящие миссионеры-проповедники определенно формулированного учения. Судя по дальнейшему, это учение успело распространиться, кроме Антиохии, и в Сирии и Киликии
2.Итак, закон Моисеев не нужен в христианстве не только для язычников, не знающих его, но и для иудеев, знающих его. Этим совершенно исчерпывалось все в данном вопросе.
3.это, без сомнения, Иаков "брат" Господень,  предстоятель иерусалимской Церкви, сам строгий законник, получивший за эту строгость название "праведного".  Речь такого человека, подтвердившая речь Петра, имела решающее действие.
4.Мысль пророчества такова: Бог обещает восстановить падший дом Давида так, что он будет существовать не только над евреями, но и над всеми народами. Осуществление этого воссоздания царства Давида, с привлечением в него всех народов, и произошло во Христе и благодатном Царстве Его.

Вверх