Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Откровение святого Апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) | Апокалипсис, глава вторая

Апокалипсис, глава вторая

Послания к церквям: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской состоящие из обращения, похвалы и порицания, увещания и обещания награды.
Слушать аудио:

Глава вторая

Купить книги и CD

Ефесской церкви Ангелу ты напиши:

Так говорит семь звёзд в руке держащий –
семь ярких звёзд в деснице с тайнами души,
среди семи светильников ходящий:
Дела твои Я знаю и труды твои,
терпение твоё Я также знаю.
Известно, что блюдёшь пути Мои,
что лживых и развратных презираешь.1
Ты лжеапостолов разоблачил
и смело их лжецами объявил.
Ты много перенёс в трудах своих
во славу Мне, но не устал от них.

Но ты оставил первую любовь свою,
которою горел ко Мне вначале.2
Итак, покайся же у бездны на краю,
воспрянь, как до падения бывало.
Покайся и возьмись за прежние дела!
Но, если не покаешься, приду Я
и твой светильник мира и тепла
суровым, зимним ветром с места сдую.3
Но то в тебе хорошее сокрыто,
что ненавидишь ты николаитов.
Они разносят зло по всей стране.
Дела их ненавистны также Мне.4

Так пусть же имеющий уши услышит,
что Дух вдохновенный церквям говорит,
кто верой и правдой, как воздухом дышит,
неверие, зло и разврат победит.
И будет награда достойна победы:
плод дерева жизни вкусить ему дам!
Из райского сада, согласно обету,
его поднесу победителю Сам!

А Смирнской церкви Ангелу ты напиши:
Так говорит вам Первый и Последний,
Кто умер и воскрес в ночной тиши
и будет вечно – завтра, как и древле.
Твои дела я знаю – скорбь и нищету.
Однако, ты богат святой надеждой.
И христианского богатства красоту
не омрачить хулителям сим грешным.
Всё знаю о хуле и клевете,
что возвели на вас напрасно те,
кто иудеями назвался вам.
Но это ложь. Не верьте их словам.

Не бойся ничего, что претерпеть тебе
придётся вскоре. Страшное случится.
В темницу дьявол бросит вас, во тьму к себе,
И десять дней там будете томиться.
Чтоб искусить вас, многое предпримет он.
Но будь мне верен, даже смерть почуя.
И твёрдо знай – пройдут мучения, как сон,
и жизненный венец тебе вручу Я.5
Да услышит, имеющий уши,
всё, что Дух говорит вашим душам:
победитель вреда не потерпит
от второй окончательной смерти.6

И Ангелу Пергамской церкви напиши:
так говорит Тот, у кого меч острый.
Заточен с двух сторон сей меч, так поспеши
покаяться перед явленьем грозным.
Твои дела Я знаю. Вижу, где живёшь:
ведь сатаны престол с тобою рядом.7
Но знаю, что Моё ты имя бережёшь,
неверия ты не отравлен ядом.
От веры не отрёкся ты Моей,
когда ваш сатана губил людей
и был Антипа зверски умерщвлён –
свидетель Мой – немыслимый урон.8

Но кое-что против тебя имею Я:
средь вас ученики есть Валаама.
Они живут близ вас, как стая воронья,
разврат и грех несут они упрямо.
Ведь Валаам тогда Валака научил
Израильтян ввести в соблазн греховный,
и мясо есть, что в жертву идолам валил,
и любодействовать, забыв духовность.
Николаиты есть и у тебя.
Ученье это, души их губя,
ещё живёт в родном твоём краю
и вызывает ненависть Мою.

Раскайтесь же! Иначе, Я приду к вам Сам
и уст Моих мечом сражусь Я с ними.9
Пусть слышит каждый всё, что Дух речёт церквям,
кто может слышать, поделись с другими:
Я побеждающему манну дам вкушать,
белейшую, из самых сокровенных.
И белый камень Я смогу ему отдать
Тот, на котором имя откровенно
начертанное новое его,
открытое лишь только для него.
Прочесть то имя сможет лишь один
святого камня добрый властелин.10

И Фиатирской церкви Ангелу пиши:
Такое слово говорит Сын Божий,
Чей взгляд стрелой пронзает глубину души,
Его глаза на шквал огня похожи,
а ноги блещут яркой бронзою литой:
Твои дела Я знаю. Знаю веру,
любовь и преданность. В той жизни непростой.
терпение твоё не знает меры.
Деяния твоих последних дней
всех предыдущих больше и сильней.
Но промахи видны в делах твоих.
И вот Иезавель – один из них.11

Иезавель свободна в действиях своих.
Имеешь к сей жене ты снисхожденье,
к сей лжеророчице! Она рабов Моих
дурному учит, вводит в заблужденье!
От жертвы идолам их научает есть,
к разврату многих христиан склоняет.
И вот уже средь вас те, кто, забыв про честь,
Моё ученье тайно нарушают.
Я ждал, чтобы покаялась она,
но непреклонна дерзкая жена:
ни тени раскаянья у неё –
проводит в жизнь учение своё.

Теперь мучений ложе ждёт Иезавель.
Кто с ней прелюбодействовал, подвергну
великому страданию, но не теперь:
Я жду, когда очистятся от скверны.
Я жду, когда они раскаются в грехах,
свершённых вместе с ней, вдали от Бога!
Но, если не раскаются, Господень страх
обрушу на дома их и дороги.
Злой смертью Я детей их поражу.
Пусть знают церкви – ересь не прощу!
Я вижу все сердца и всем воздам
по их поступкам, мыслям и делам.

А вам и прочим в Фиатире, кто не знал
глубин того ученья сатанинских, 12
всем тем, кто до сих пор не принимал
участия в её молебнах свинских,
скажу, что бремени на вас не наложу.
Держитесь прежнего, пока приду, не мучась.
Кто будет верен Мне, того Я награжу –
тот над язычниками власть получит.
Железным жезлом будет их пасти.
Тогда ничто не сможет их спасти.
Как глиняный сосуд они хрупки
под властью сокрушающей руки.13

От Моего отца Я так же получил
всю власть над человеком и мирами.
Ещё тому, кто верен был и победил,
звезду рассветную вручу под облаками.14
Так пусть же имеющий уши услышит,
что Дух вдохновенный церквям говорит,
кто верой и правдой, как воздухом дышит,
неверие, зло и разврат победит.
***********************************
1.В похвалу ефесянам поставляется их отношение к развратным, т.е. к людям дурной нравственности, и тем непризванным и злонамеренным проповедникам.
2.Очевидно, прежде их любовь, проявлявшаяся в делах милосердия, была несравненно сильнее, чем теперь. А так как ничто не может заменить любви, то ефесянам советуется оставить гордость своего христианского ведения и трудничества, покаяться в теперешней своей холодности и возвратиться к прежним делам любви
3.Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. - Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Аиа-Солук, где стоит мечеть, построенная из прежней церкви И. Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства
4.Но утешая и ободряя ефесян, Господь высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов, происходивших от антиохийского прозелита Николая, одного из семи диаконов иерусалимской церкви. В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности Ефесских христиан, вообще не терпевших развратных
5.Бог, попустивший диаволу в ближайшее время воздвигнуть гонение против смирнских христиан, ограничит его деятельность непродолжительным временем. Для христиан не должна быть страшна и самая смерть, которая и будет уделом некоторых из них во время гонений. - Эта смерть будет лишь переходом в новую блаженную и вечную жизнь: венец есть символ награды и прославления
6.После обычного воззвания к внимательности смирнским христианам сообщается обещание награды: избавление от второй смерти. Вторая смерть - это именно геенна. Она есть смерть и вторая и иная (особенная). Она наступает только для тех, которые подвергнутся действию первой смерти, т.е. разлучению души и тела, и состоит в окончательном лишении человека божественной благодати. Освобождение от этой вечной смерти, другими словами, от вечных мучений, и обещает Господь смирнским христианам, гонимым за их веру.
7.В словах: "престол сатаны" имеется ввиду особое положение Пергама в распространении языческой религии. В Пергаме при храме Эскулапа было образовано обширное учено-религиозное общество - учреждение, где жрецы являлись исключительными врачами всех болезней [Ewald.]. Змей, будучи священным символом пергамского бога и обыкновенно содержавшийся живым в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, виновника язычества. Так что самый город Пергам и может быть назван по преимуществу престолом сатаны
8.Указание частного исторического факта мученичества Антипы является наглядным подтверждением твердости веры пергамских христиан. - Антипа, занимавший место пергамского епископа, был замучен около 93 года, будучи сожжен во внутренности раскаленного быка.
9.Предостережение, призыв к более строгому отношению к николаитам имеет ввиду только верных христиан. По отношению к еретикам произносится более строгая угроза. Если они не покаются, то Господь посетит Пергам Своею карающею десницею и поразит еретиков мечом уст Своих. Под этим мечом можно разуметь необычайное действие промысла Божия, поражающего иногда нечестивых по одному изречению Его всемогущего слова.
10.Сопоставление двух наград - сокровенной манны и белого камня - с полной очевидностью говорит о том, что эти предметы награды являются лишь символами. Под сокровенною манною можно разуметь тело и кровь Иисуса Христа, которые вкушают верующие в таинстве евхаристии. Так что награда эта относится не только к будущей жизни, но и к настоящей, состоя в преподании таинственной Божественной благодати. - Белый камень с надписью должен напомнить читателям Апокалипсиса тот камешек, который выдавался как на суде для обозначения оправдания или обвинения, так и во время состязания на играх как выражение награды. И под ним символически изображается приговор Божьего суда над каждым христианином, по которому он получает или наказание, или награду. Здесь, на земле, и там, на небе, эта награда - особая для каждого (никто не знает, кроме того, кто получает), как блаженное состояние его духа.
11.Под этой женой можно видеть и образное обозначение николаитской ереси, и историческую личность, известную женщину Иезавель, которая, ложно выдавая себя за пророчицу, склоняла христиан к поступкам, противным христианской нравственности, к ереси николаитов. Обладая авторитетом пророчицы, она тем сильнее, смелее и успешнее склоняла многих христиан к развратной жизни и к пренебрежению христианской дисциплиной (есть идоложертвенное).
12.Под глубинами сатаны здесь нужно разуметь самую философскую систему ереси гностицизма, которая должна быть названа глубиною сатаны, высшим проявлением действий диавола. Гностики хвалились своей системой философии и считали жалкими невеждами всех непричастных к ней. Но Господь замечает, что Фиатирцы не должны смущаться, ибо для их спасения достаточно и того закона Божия, Божия откровения, следуя которому они уже достигли значительного нравственного совершенства.
13.Железный жезл - символ твердой власти, глиняные сосуды - символ слабости и ничтожества. Под язычниками нужно разуметь вообще людей, не принадлежащих к Царствию Божию. Под властью над язычниками (собственно наградами) разумеется высокое положение праведников пред всеми другими людьми как еще здесь на земле (в смысле авторитета их нравственной силы), так особенно после смерти, когда они как прославленные действуют на живущих своими молитвами и предстательством пред престолом Всевышнего.
14.Под утреннею звездою нужно понимать Самого Иисуса Христа, Который есть свет просвещающий всякого человека. Именно свет Христова учения и просвещения, усваиваемый праведниками и проявляющийся в их жизни, может быть и бывает и для других путеводною звездою и влечет их к усовершенствованию.

 

Вверх