Леонид Михелев
поэтические произведения, проза
романсы и песни о любви

Главная | Откровение святого Апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) | Апокалипсис, глава четвёртая

Апокалипсис, глава четвёртая

Видение престола, стоящего на небе; Двадцать четыре старца; Четверо животных.
Слушать аудио:

Глава четвёртая

Купить книги и CD

После того я глянул в небеса. И вот
увидел дверь, распахнутую настежь!
Знакомый трубный глас меня наверх зовёт.
А грудь теснит неведомое счастье!
«Иди скорей сюда, тебе здесь покажу, –
сказал он мне, – всё то, что будет после.
И Дух меня забрал. Стою я и гляжу:
в бездонной вышине, в лазурном поле
Сидящий на престоле предо мной.
Он красотой сияет неземной.
Прозрачный яспис, сардис, словно кровь,
блеск молний освещает вновь и вновь.

И весь престол лучами света обошла
смарагдовая радуга по кругу.
Она зелёный отсвет жизни обрела
и радует тем светом всю округу.2
Вокруг престола, как эскорт его стоят
престолы малые – двадцать четыре.
На тех престолах, ясно вижу я, сидят
в венцах, одеждах самых белых в мире,
двадцать четыре старца, как один.
И каждый на престоле господин.3
А от престола громы, голоса
и молнии исходят в небеса.

И семь светильников пылающих горят
перед престолом –¬ суть семь духов Божьих.
Они о милости Господней говорят.
Лишь только Дух святой возжечь их может.
Перед большим престолом море разлилось.
Стеклянное, прозрачное, что воздух.
В нём, как в кристалле, цветом налилось
всё сущее, зарёй упавшей в воду.4
Вокруг престола четверо стоят
живых существ, неведомых на взгляд.
На их телах живут десятки глаз,
вселенную просматривая враз.

И первое животное подобно льву
с сияющей при блеске молний гривой.
Второе – словно бык, сошедший на траву,
стоящий среди поля горделиво.
А третье было с человеческим лицом,
но тела рассмотреть не удавалось.
Четвёртое – орёл, парящий высоко.
(Он был со всеми здесь, но так казалось).
У каждого из них шесть мощных крыл.
Но свет очей сквозь крылья их светил.
Они стоят, исполнены очей.
Им нет покоя ни среди ночей,

ни средь сменяющих друг друга светлых дней:
они поют, к Сидящему взывая.
И в этой песне с каждым днём мощней
Его среди живущих прославляют:
«Господь Бог Вседержитель свят, и свят, и свят!
Он раньше был, Он есть, грядёт и будет»! 5
Пока животные созданья говорят,
перед Сидящим преклонились люди.
Двадцать четыре старца пали ниц.
Небесная роса коснулась лиц.
К престолу положив свои венцы,
они поют. Их песнь во все концы

летит, не замирая в глубине небес:
«Господь наш Бог, достоин Ты всей славы,
Хвала Тебе! Ты сила, разум, честь!
Ты создал мир бескрайний, величавый!
Живёт и движется по воле он Твоей.
Всё сущее сотворено Тобою!
Миры земли и неба и людей
всё к жизни призвано Твоей рукою!
Звезда и камень, червь и человек,
и всех планет неукротимый бег –
дела и воля вечных рук Твоих.
Так славься во вселенной каждый миг»! 6
*************************************
1.Начиная с 4 гл. и до 22 гл. идёт вторая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Эта часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви.
2.Сидящий на престоле не называется по имени, потому что ев. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа и от Св. Духа. Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, ев. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису (прозрачная яшма и рубин) Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не из семи цветов, но из одного – смарагдового (изумрудного); она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардиса и имела зеленоватый цвет (смарагдовый).
3.Кто были старцы, окружавшие престол, - толкователями решается неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престолах, были одеты в белые одежды как знак их святости и непорочности , а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды, должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), но и действительных представителей всего прославленного человечества, как ветхозаветного, так и новозаветного. Эти старцы действительные личности, они избранники из среды прославленных, чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям.
4.И пред престолом море стеклянное… Видимо, это образ специфической небесной среды; в этом прозрачном, как кристалл, "море" отражались изумительные краски и тона неба (в 15:2 сказано, что оно "смешано с огнем").
5.По поводу "четырех животных" существует много толкований. Если семь светильников рассматривать как символ Духа Святого, то в этих существах можно видеть символы особых свойств Бога, включая Его всезнание и вездесущность (символизируемые множеством глаз). Лев мог "указывать" на силу, величие и всемогущество Бога; телец - на Его "трудолюбие" и терпение; "лице человека" - знак интеллекта; орел - символ верховной власти, которой Он обладает.
6.Когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле… тогда двадцать четыре старца падают пред Ним и поклоняются Живущему во веки веков, славя Его как Творца, по воле Которого все существует. В знак этого они и полагают венцы свои перед престолом.

 

Вверх